Из выступления Стивена Моффата и Марка Гэтисса
перед Кембриджским студенческим союзом 27.01.2017
Varsity 27.01.2017
Olivia Childs
"Рейтинги телепросмотра больше ничего не значат", - утверждает Стивен Моффат.
Похоже, ни он, ни Марк Гэтисс не особенно расстроены тем, что рейтинги просмотра последнего сезона "Шерлока" были невелики - аудитория сократилась с 11,3 млн для первой серии до всего лишь 6 млн для последней.
А правда, с чего бы им беспокоиться? В конце концов, "Шерлок" стал мировым феноменом, который в значительной степени находится под их контролем. Масштаб этого явления, несомненно, стал ясен на днях, когда произошла утечка русской дублированной версии "Последней проблемы", выложенной в интернет. Фанаты были уверены, что это фальшивка.
Аудитория уже настолько приучена к неожиданным ходам и поворотам, что была готова поверить в создание фальшивой серии. Это означает, что Моффат и Гэтисс находятся под огромным давлением зрительских ожиданий. Тем не менее, по заявлению Гэтисса, "мы вообще не думаем об этом. Мы просто стараемся сделать развлекательный фильм, полный неожиданных поворотов и перипетий". И это не такие уж хитроумные повороты и перипетии, стремится добавить Моффат: "Наш большой вотэтоповорот, с которым мы схитрили, свёлся к тому, что это была сестра, а не брат. Это не бог весть как умно".
Он продолжает: "Не думаю, что телефильм или любая другая развлекательная программа срабатывает, если зрители на самом деле чувствуют, что их перехитрили, это похоже на надувательство". Он поясняет, что зритель получает удовлетворение, когда может сказать одно из двух: "Я так и знал!" или "А, теперь понятно", но отмечает, что не так уж трудно в программе, которая делается в течение нескольких месяцев, перехитрить кого-то, кто смотрит её всего в течение 90 минут.
Успех "Шерлока" может показаться неожиданным, учитывая такие длинные промежутки между сезонами. Однако это, возможно, даже добавило ему привлекательности. "Если вы не даёте людям то, чего они хотят, они только сильнее этого жаждут", - объясняет Гэтисс, возможно, упуская из виду тот факт, что в действительности этот фактор успеха "Шерлока" был полностью случайным. На самом деле, стремление оставлять аудиторию в тот момент, когда она хочет ещё, было принято буквально, но не умышленно - в длительных перерывах между сезонами в основном следует винить внезапный рост популярности звёзд сериала Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримана. Тем не менее, это формат, который "на самом деле работает достаточно хорошо", шутит Гэтисс, обращаясь к Оскару Уайльду, чтобы объяснить наркотическую притягательность "Шерлока": "Эта неопределённость меня убивает, пусть она длится как можно дольше!"
Четвёртый сезон завершён, а пятый до сих пор под вопросом, так что это может быть концом "Шерлока". Они всегда знали, что это именно то, на чём всё закончится? Гэтисс, смеясь, отвечает утвердительно, поясняя, что теперь, когда сериал закончен, "мы можем вам сказать, что знали это с самого начала". Моффат более серьёзен: сюжет четвёртого сезона был известен с конца третьего. Но несмотря на то, что он был тщательно разработан, не всё сразу идеально подошло.
"Иногда самым-самым лучшим оказывается то, что было сымпровизировано в последнюю минуту", - признаётся Моффат, отметив, что его любимая сцена как раз одна из тех, что были переписаны в последний момент: "Первоначальная сцена с Молли Хупер в "Последней проблеме" совершенно не понравилась никому, кроме меня и Марка, который думал, что она замечательная". Однако Моффат рад, что им пришлось переписать её. Не всё лучшее может быть спланировано заранее.
Как любую программу с такой обширной аудиторией, которая неизбежно становится объектом самого пристального внимания, "Шерлока" часто критикуют за недостаточное представительство женщин, ЛГБТ-персонажей и представителей других рас. Но хотя Моффату и Гэтиссу известно об этой реакции и фанатских призывах сделать в сериале больше в этом отношении, Гэтисс не видит, почему "Шерлок" должен удовлетворять каждому критерию: "Чего я не понимаю, так это того, почему телепроект должен стать каким-то Граалем для чьих бы то ни было ожиданий. Мне кажется странным ожидать, что "Шерлок" почему-то должен поставить галочку в каждой графе, так как я просто не нахожу это справедливым".
Моффат, однако, добавляет, что он действительно считает, телевидение в целом может уделять этому больше внимания. Обсуждение ненадолго переключается на другой его проект, "Доктор Кто", и он говорит, что там "можно сделать больше и нужно сделать больше". Он твёрдо уверен, что они прилагают все усилия, чтобы сделать его лучше. Но речь не об уступке активистам или инициативным группам - по его мнению, речь идёт о том, чтобы "сказать детям: вы все желанны, на свете есть множество таких же, как вы, и вы все являетесь частью Вселенной, частью будущего. Это не задача отметиться в каждой графе. Такое не сработает, потому что это всегда сводится к тому, что называют формальным жестом".
Хотя он тут же поспешно отмечает, что это вовсе не значит, будто он против инициативных групп. Более того, он настаивает, что они очень важны: "Такие вещи имеют огромное значение. Но то, что не всё, чего хотят активисты, всегда происходит, не означает, что люди с ними не согласны - это просто означает, что не всё возможно делать каждый раз. Но я думаю, что в нашей области мы все стремимся к лучшему. Это не всегда бывает так легко, как кажется со стороны. Но мы стремимся и будем стремиться, и улучшения будут".