К Закопане у нас давняя любовь с первого взгляда, с того самого раза, когда мы в 2008-м ездили туда из Кракова на день. И с тех пор старались каждый раз заехать туда уже не на день. У нас там есть любимый хостел, любимые едальни, любимые горные маршруты, любимые экскурсии и любимые магазины. И пока еще мест, где мы не были и куда хочется, осталось больше, чем где мы уже были.
На юге Польши и севере Словакии несколько горных регионов в разных местах Татр, и фольклор там схожий, но под каждым кустом и на каждой горке все же свой собственный. Везде это танцы зажигательные, эмоциональные и физически непростые, но все же их не перепутать - скажем, Закопане с Живцем или со Спишем или с Бескидом Шлёнским. Про Ораву, Буковину Татраньску и другие окрестности мы знаем сильно меньше - главным образом то, что они есть, ибо отдельными регионами их у нас не преподавали.
И гуральскую музыку тоже ни с чем не перепутаешь. Это как правило бас и две-три скрипки, может быть еще аккордеон в современных капеллах (капеллами называют музыкальные ансамбли по всей Польше). И поют они тоже в своей собственной манере, причем в Закопане эта манера, наверное, самая своя собственная.
В целом - во всех этих горах жили пастухи. Но в Закопане пастухи еще и разбойники :) Тамошние горцы славились тем, что отправлялись "на збуй", вешали на суках австрийских чиновников и солдат, а их добро раздавали бедным. И танцы у них наиболее хаотические и сложнее всего воспроизводимые, особенно для человека непосвященного.
Если равнинные польские танцы часто заточены под мало места потому, что "изба тесная", то гуральские - потому, что в горах ровного места мало. Нет, в избе тоже можно, но лучше всего - "огниско" на поляне под открытым небом. И выглядит это примерно так
*долго отсматривала кучу видео на ютубе, пока нашла вариант, технически самый близкий к тому, чему нас учили пан Франтишек Нагляк и сын его Анджей*
Click to view
Кавалер выходит, бросает в инструмент монетку, запевает и задает ритм музыке. Дальше музыканты играют в этом ритме, пока им не скомандуют точку. Одна небольшая мелодия может с вариациями повторяться бесконечно, пока танцор не остановит.
И да - все гуральские танцы по преимуществу для мальчиков, а подхаляньские - особенно. Девочка, как можно видеть в представленном примере, только оттеняет соло кавалера.
Соло пары - это всегда импровизация. Есть правила, по которым она происходит, а какими шагами будет ходить вокруг дамы кавалер - зависит от его умения и от его выносливости. Потому как это сильно непросто *особенно в первый раз*.
Собственно, это один из трех возможных вариантов подхаляньских танцев.
Еще есть так называемый танец "юхасский" (juhaski) - танец юных пастухов, показывающих удаль молодецкую. Несколько мальчиков танцуют синхронно.
Click to view
Мотивы те же, что и в сольном танце пары.
И есть еще танец "збуйницкий" (zbójnicki), то есть прямо-таки военный. Его танцуют мужчины с топориками перед походом "на збуй".
Click to view
Или вот еще вариант
Click to view
А еще они поют. Причем петь надо так, чтобы на одной горке запели, а на другой услышали.
Click to view
*мы тоже пели эту песню, и наша однокурсница Магда начинала с нее свой диплом*
И надо сказать, что местные фольклорные особенности используются в современном Закопане, как нигде. Сувенирные шляпы, топорики, керпцы (местная обувь из кожи) - в огромных количествах, и очень много людей в костюмах и в обслуживании туристов, и просто так. Рассказывают, что когда к ним туда приехал Иоанн Павел Второй, то встречать его вышли порядка 70.000 (семидесяти тысяч) людей в местных костюмах.
Upd про костюмы. Два ролика от этнографов с рассказом и картинками.
Раз - подлиннее
Click to view
и два - покороче
Click to view
Ну и в каждой второй едальне в центре города вечером играет гуральская капелла.
upd
Click to view
Июль-2012. Закопане. Мы сидим в едальне на Крупувках, еда вкусная, музыка местная, счастье есть.
Кто с нами в следующий раз в Закопане?