Оригинал взят у
annie_lumi в
Для тех, кого достали родственники:)Оригинал взят у
sidorenka в
Для тех, кого достали родственники:)Originally posted by
matrena_ivanna at
Для тех, кого достали родственники:)Немного теории о необходимости и пользе ношения
Существует множество исследований о незрелости новорожденного. При этом для сравнения обращаются к зоологии, к классу млекопитающих. Обычно среди млекопитающих выделяют три морфлогических типа новрожденных: altricial young (коты, собаки и пр), nidifygous young (слоны, лошади и др.) и clinging young (коала, кенгру, обезъяны пр).
(классификация Б.Хассенштейна)
1) altricial young - дитеныш в «гнезде» : рождается абсолютно недоразвитым, беспомощным и слепым; он не в состоянии регулировать температуру собственного тела; находится в гнезде, где сохраняется стабильная температура; молчит, если мать отсутствует; удовлетворяет голод на достаточно долгий период времени (до 12 часов) ; на какой-то период может оставаться без матери.
2) nidifygous young - детеныш следует: рождается относительно беспомощным, но в зрелой стадии развития и является миниатюрной копией родителей; зрение функционирует; способен регулировать температуру тела. Сразу после рождения может следовать за матерью; нуждается в непосредственной близости матери, в случае ее отсутствия ищет ее и «плачет»; удовлетворяет голод на короткий промежуток времени (примерно 4 часа); не может оставаться без матери.
3) clinging young - детеныша носят: рождается относительно беспомощными, но с развитыми рефлексами, в частности - с хватательным рефлексом (т.е. приспособленным к ношению). Существуют активный и пассивный тип ношения. При пассивном типе ношения новорожденый не в состоянии сами цепляться, нуждаются в поддержке родителя. При активном способе ношения у приматов) хватательный рефлекс развит настолько хорошо, что новрожденный способен цепляться за мать без дополнительной поддержки. Зрительные органы функционируют, но развиты еще не до конца. Очень слабая способность терморегуляции. Рождается в промежуточной стадии развития и нуждается в постоянной материнской близости - дозревает, находясь на ее теле. Удовлетворяет голод на короткий промежуток времени (молоко проходит через желудочно-кишечный тракт в течении 90 минут). Не может оставаться без матери.
Человеческий младенец - бывший "несеныш". Об этом говорит рефлекс Робинзона (хватательный рефлекс). Хотя это рефлекс у новорожденного присутствует, но у человеческой матери нет шерсти - не за что хвататься, держаться. Это атавизм, который отмирает очень скоро.
Антропологи утверждают, что человеческий детеныш рождается недозрелым на целый год. У многих млекопитающих на момент рождения размер мозга составляет 80 процентов от мозга взрослой особи. Мозг человеческого младенца составляет всего 25 процентов от мозга взрослого человека. Размер мозга ребенка доходит до 80 процентов от размера мозга взрослого примерно к 12 месяцам после рождения. Существуют гипотезы, что это своеобразный эволюционный компромисс: люди начали ходить на двух ногах, у женщин сузились тазобедренные кости, поэтому ребенок дозревает снаружи, вне чрева матери.
Помимо размера мозга, уже после рождения у новорожденных дозревают система пищеварительного тракта, органов зрения, способность к полноценной терморегуляции, моторные и пр. навыки. Прижавшийся к маме ребенок получает некоторое подобие условий, в которых он существовал до рождения. Он ощущает привычный за 9 месяцев ритм ходьбы, сердечный ритм и дыхание матери, что является своеобразным биологическим регулятором, позволяющим стабилизироваться его собственным функциональным системам. Ношение способствует более быстрому становлению у ребенка суточных биоритмов, выработке гормонов, ответственных за ночной сон и бодрствование днем.
Материнские объятия способствуют развитию координации обычно хаотичных и неуправляемых движений малыша. Положительно сказывается ношение и на развитие вестибулярного аппарата. Положение тела ребенка все время смещается в пространстве вслед за движениями и изменениями позы матери. Каждый раз при этом в его мозг поступает нервный импульс и возникающий ответ передается мышцам тела для сохранения равновесия. Вестибулярный аппарат активно тренировался у ребенка до рождения, и частое ношение ребенка стимулирует его дальнейшее развитие.
Исследования показали, что движения ребенка на руках у матери синхронны с изменениями интонаций ее голоса. Когда она носит ребенка, матери удобнее с ним общаться, устанавливать контакт. Это способствует и развитию речи - находясь в непосредственно близости от взрослого, он внимательно следит за глазами, ртом и мимикой взрослых и учится слушать.
Дети, которых носят на руках, более спокойны и уравновешенны, меньше плачут. Во время бодрствования они чаще всего находятся в т.н. состоянии «спокойного внимания» - силы и время, нерастраченные на плач, позволяют им лучше настроиться на контакт с окружающим миром, внимательнее присматриваться и прислушиваться. Он видит и слышит то же, что и мать (или отец), наблюдает за выражением их лиц, интонациями голоса, движениями. Отсюда он воспринимает все, что происходит вокруг, становясь соучастником жизни родителей.
Могут возникнуть опасения, что если ребенка все время носить, он не научится ползать и передвигаться самостоятельно. Однако, подобные страхи не обоснованы. Такие дети даже опережают других в физическом развитии, потому что тесный контакт с матерью положительно сказывается на развитии нервной системы, кроме того они не растрачивают много энергии на плач и преодоление психологического дискомфорта.
Лучшее подтверждением тому, что ребенок в своем дозревании нуждается в ношении и постоянной материнской близости - метод «кенгуру: это метод для выхаживания недоношенных детей, который увеличил выживаемость детей, рожденных с очень низкой массой тела, в 5 раз. Клинический опыт такого метода показывает, что дети, рожденные после 32 недели беременности, хорошо дозревают на теле матери даже без помощи медицинских технологий.
Теоретик данного метода д-р Бергман, основываясь на исследованиях в области биологии, эволюции и антропологии, утверждает, что, учитывая общность поведения у млекопитающих, можно говорить о «первоначальной» модели ухода за младенцами (и доношенными, и недоношенными). Четыре основные потребности млекопитающих и новорожденного ребенка в частности это - кислород, тепло, пища и защита, которые должны быть удовлетворены в среде обитания.
Д-р Бергман утверждает, что естественной средой обитания для человеческого младенца является кожа матери, так называемый телесный контакт «кожа-к-коже». Все новорожденные млекопитающие проявляют определенную последовательность поведения, которая приводит к высасыванию молока у матери. В свою очередь действия новорожденного провоцируют определенный набор заботливых действий со стороны матери. Новорожденный удовлетворяет эти необходимые потребности в среде обитания - получает кислород из воздуха, тепло и защиту через телесный контакт с матерью и пищу через грудное вскармливание.
Современная модель воспитания детей от типа «дитеныша носят» перешла к типу «дитеныш в гнезде»: ребенка оставляют лежать одного, кладут спать в одиночестве и кормят по режиму. Но самой природой так заложено, что люди должны ухаживать за ребенком по типу «детеныша носят». Это включает в себя постоянное ношение ребенка на себе, совместный сон матери и ребенка, мгновенное успокаивание ребенка и удовлетворение его потребностей, частое или постоянное кормление, и грудное вскармливание на протяжении двух лет и дольше.
Младенцы природой «запрограммированы» на то, чтобы как можно больше времени находиться в присутствии родителей, в частности, мамы, ведь отсутствие родителя может означать для ребенка то, что он потерялся, а значит, должен будет умереть. Отсутствие родителей - стресс, который для ребенка связан с угрозой жизни, и поэтому является очень сильным. Разлучение новорожденного от матери вызывает поведение «протест и отчаяние», во время которого у ребенка выделяются гормоны стресса, запускается адренергическая (симпатическая) нервная система и проявляются определенные соматические и мышечные проявления. Реакция протеста выражается горестным плачем и другим поведением, которое означает, что новорожденный оказался в ненормальной для него среде. За ней наступает реакция отчаяния у новорожденного - она проявляется затиханием или замиранием, которое сопровождается снижением частоты сердцебиения, понижением температуры тела и повышением уровня гормонов стресса.
Хронический стресс в младенчестве опасен для здоровья, потому что высокие дозы кортизола (гормоны стресса) особенно в первые месяцы жизни могут повлиять на развитие других систем организма и в частности на формирование орбитофронтальной зоны коры головного мозга, которая отвечает за считывание социальных сигналов и за адаптацию поведения к существующим социальным нормам. Младенцы не могут самостоятельно регулировать уровень кортизола в организме, поэтому в ситуации, когда человек, который за ними ухаживает, не отвечает на их потребности, их тело может буквально «тонуть» в кортизоле. Если же за младенцем ухаживает заботливый взрослый, который помогает ему поддерживать эмоциональную стабильность с помощью тактильного контакта, поглаживаний, кормления, укачивания, ношения, его уровень кортизола будет низким, а частота сердцебиения и температура тела ребенка возвращаются к норме.
Жизнь и деятельность новорожденного неразрывно связана с жизнью и деятельностью ухаживающего за ним взрослого" (Л.Выготский). Постоянный контакт матери и ребенка приводит и к возникновению первых форм воздействия на взрослого: очень быстро голосовые реакции ребенка (хныканье, смех, агуканье и пр.) приобретают характер эмоционально призыва, направленного на взрослого человека. Ему необходимо общение. И общение младенца и взрослого в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Соска и покачивания в колыбели - это не общение, это заменители взрослого (Д. Б. Эльконин).
Дефицит общения и отрыв от матери в первые годы жизни может вызвать нарушения в развитии ребенка: провоцирует психические и физические задержки развития, дефект познавательной функции, речевого и эмоционального развития (Р. Спитц, Дж. Боулби, А. Джерсилд, Анна Фрейд, Э. Пиклер, М.Лисина, Л.Выготский). События первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира , ведь способность ребенка любить окружающих и окружающий мир тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
Что касается привязанности матери к ребенку, то на физиологическом уровне она регулируется так называемыми гормонами материнства. Период попадания половины их кличества в кровь очень короткий- порядка 20 минут. Поэтому, чтобы постоянно поддерживать их высокий уровень, через каждые 20 минут нужна новая стимуляция от контакта с ребенком, кормления его грудью и пр. Ношение ребенка оказывает на мать сильный успокаивающий эффект. Поддержание гормонов материнства на стабильно высоком уровне - лучшее средством против послеродовой депрессии, которой подвержены многие женщины. При разлуке с младенцем, уровень содержания гормонов стресса в крови женщины повышается и организм испытывает состояние потери и «траура».
Конечно же ношение не может быть непрерывным. Каждая мать может сама решить для себя насколько у нее хватает сил и желания находиться в тесном контакте со своим малышом, держа его на руках, и насколько часто это необходимо самому ребенку. Если ношение вызывает сильное физическое утомление, оно не принесет пользы обоим. Пребывание на руках должно доставлять удовольствие и вызывать чувство комфорта и успокоения для обоих, а не быть для матери тяжкой обузой. И в этом случае, безусловно, существенно облегчает задачу ношение ребенка в слинге.
Во втором полугодии жизни потребность ребенка быть на руках, начнет сильно уменьшаться. И когда он начнет заниматься игрушками и активно ползать, он перестанет проситься на руки и начнет осваивать окружающее пространство самостоятельно.