Оригинал взят у
arina_ross в
Последние из... кулугуровС детства я неразрывна связана была с этим непонятным словом - кулугуры. Семья моя не была повернута на религиозных штучках, однако в споре родителей кто лучше-хуже, со стороны отца всегда всплывало язвительное напоминание о маминых корнях. Кулугурка...
По причине недалекости своей и малолетства я не обращала внимания на такое странное ругательство, ибо мама изначально слова этого не боялась и не стыдилась.
И вот по прошествии скольких-то лет, гостя в Екатеринбурге, мы наслаждались обществом отставного полковника - родного дядюшки мамы, и беседа полилась в русле воспоминаний...
К слову, он, как и многие образованные люди его возраста, активно интересовался историей как страны в целом, так и его семьи в частности. Как раз в тот вечер мне довелось услышать "ругательство" совершенно в других интонациях - с долей гордости, независимости и какого то тайного знания...
И я заинтересовалась.
Википедия с легкостью в общих чертах дает определение. "
Кулугуры -
староверы,
раскольники,
старообрядцы-
беспоповцы. Проживали на территории современных Саратовской, Самарской, Оренбургской областей в ХVIII - XX вв.н.э. Сами староверы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам еще при царе. В селе по этому поводу усмехались, мол, что с них взять, ведь они кулугуры. У беспоповцев отсутствует церковная иерархия, они считают, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Обычаи: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица, не пользоваться в быту посудой, предназначенной для "немолящихся". Браки строятся по канонам
Домостроя. Развиты коллективизм и взаимовыручка."
И я тут же представила себе бабушку. Живет в самой ...опе Оренбургской области, не представляет себе ни одной минуты без занятия - нужно и грядку всполоть, и у скотины убрать, накормить, подоить, выгулять, натопить баню, приготовить ужин, взбить масло, да столько дел найдется еще у сельского жителя!
Что самое интересное из особенностей староверов - это отсутствие некой фанатичности в своей религии. Они просто верят и все. И придерживаются старинных своих принципов - только тяжкий труд избавляет от грехов, а не церковный представитель. Только самозабвенная помощь ближнему может откликнуться тебе тем же...И не нужна этим людям никакая церковь с ее бесконечными чинами и неизбежной политикой.
Вот значит откуда у меня такая неприязнь не к Богу (ни в коем случае!), а именно к церкви, к ее служителям! Ведь сколько я ходила и винила себя в ненормальности - верить верю, а церкви противлюсь.
А самое интересное во всей этой истории с выяснением таких деталей - это наличие конечно же скелета в шкафу, как бы англичане выразились.
Оказывается, в доме прабабушки был своеобразный приход с единственной в деревне иконой и старинным кожаным молитвенником. Односельчане приходили, совершали не обходимые для себя обряды, и скрывали это от всех, кто не принадлежал к староверам. К тому шел период раскулачивания.
Семья прабабушки была многочисленной, а мой родной дядя в те времена подрастал, и многого возможно не понимал. Он дружил с ровесником, мальчишки везде были вместе. К счастью, колхоз был не особо богатым, народу в нем обитало тоже не так много, может поэтому раскулачивание прошло как бы стороной...Тем не менее семье дядиного друга пришлось срочно переезжать. Прощание видимо было тяжелым, но изменить ничего было нельзя.
Прабабушка к тому времени предусмотрительно иконы и молитвенник спрятала.
К сожалению, здоровье и тяжелые времена подкосили пожилых людей, и они скончались.
Дядя мой учился тогда в Саратове, наслаждался молодостью и строил коммунизм.
И вот по приезду, прошло уже порядка десяти лет, выяснилось, что старинный кожаный молитвенник, равно как и ценная икона - из тайника исчезли.
А дядя до сих пор надеется найти своего друга.