Поскольку уже не один человек попросил рассказать подробнее, что должно происходить в детстве, чтобы ребёнок научился "лежать без сил" (и/или прятать имеющиеся силы от окружающих и в итоге от самого себя) опишу несколько примеров.
В первую очередь, это всевозможные проявления зависти дисфункционального родителя - к свободному времени ребёнка, к жизнерадостности, любопытству, наличию увлечению, наличию друзей. Увы, очень часто в момент зависти родитель начинает использовать свою власть, агрессию и/или эмоциональный шантаж. Напр., застав ребёнка "ничего не делающим" (по мнению родителя, ребёнок в этот момент может быть занят важной для него игрой или обдумыванием чего-то), родитель кидает ядовитые фразы "Опять своей ерундой занимаешься, лучше бы пол пошла подмела!", "Всё по двору скачешь/всё каракули свои рисуешь... нет бы матери помочь!" (сопровождается измождённым вздохом) и т.п.
Могут быть завистливые нападки напрямую на энергичность ребёнка или его социальные связи: "Шляться целыми днями у тебя, значит, сил хватает, а как посуду помыть это ты "устал_а"?", "Вот, к подружкам своим бежишь всегда с радостью, а когда я домой пришёл после работы, почему ужин не готов? О родном отце позаботиться не умеешь!", "Как же ты жить-то будешь, если только танцами (подставить нужное) занимаешься, а на уборку у тебя вечно сил нет?"
Также родители могут просто не верить (или делать вид, что не верят) в реальную усталость ребёнка (тут надо знать, что особенно маленькие дети действительно быстрее устают и проще впадают в состояние истощения даже на фоне хороших и приятных событий, просто само-регуляция ещё не развита), и когда ребёнок просится на ручки могут жёстко отказывать, пеняя на то, что "Ты 5 минут назад радостно скакал козой, с чего бы это тебе устать? Это вот яяя на заводе впахиваю, а ты целый день в игрушки играешь!" или "Ой, подумаешь, уроки она делала, утомилась! Ты попробуй, как яяя, с утра до ночи работать!" И классическое "Нет слова "не хочу/хочу", есть слово надо, так что марш, как миленький, вон сколько дел не переделано!"
Собственно, запрет на выражение желаний и потребностей (неугодных родителю) это мощнейшее средство для "обессиливания" кого угодно, но ребёнка в первую очередь, потому что для ребёнка естественно обращаться к родителю (Значимому Взрослому) с любыми своими надобностями. К несчастью, здесь может легко возникнуть использование - напр., в виде подмены желания ребёнка на желание родителя, когда абьюзивный родитель сначала обесценивает то, что действительно хочет ребёнок ("Ой, фу, ну что за ерунду придумал_а!"), а затем та самая подмена ("Вот лучше займись вот этим! Послушай мать-то, дело говорю, я же тебе добра желаю!" сопровождается запугиванием, угрозами, обидами и т.д.) Заниматься тем, к чему не лежит душа - это огромная "пробоина", через которую обязательно будет вытекать жизненная сила.
Вспоминайте весь арсенал тех людей, которых принято называть "энергетическими вампирами" - постоянные склоки и придирки на ровном месте, невозможность прямой и ясной коммуникации, непоследовательность и непредсказуемость (вчера за это целовали, сегодня - бьют), манипулирование т.д. - всё это применяется, увы, и "против" детей.
Что ещё важно упомянуть - это обучение дисфункциональному копингу собственным примером и "тихое" насилие.
Обучение дезадаптации это, напр.: родител_и постоянно измотанные, хмурые, нервные, рассуждающие о том, какой "козёл" начальник, какая "жопа" эта работа, но ничего не меняющие - ни начальника, ни работу. Родител_и всем своим видом показывающие, что "за*баться" = "очень хорошо потрудиться" и иначе не бывает. "Отложенная жизнь" - рассуждения, что вот когда-нибудь на пенсии я смогу и отдохнуть, и заняться тем, чем хочу, а пока надо вкалывать и терпеть.
"Тихое" насилие это те невербальные сигналы, к-рые получает ребёнок в ответ на свою энергичность и жизнерадостность. Мама может ничего "такого" не сказать, но каждый раз видя, что ребёнок смеет радоваться без неё делать злое/каменное/обиженное/презрительное лицо. Или в ответ на заряженное энергией предложение ребёнка поиграть холодно отстраняться, тяжело вздыхать, начинать "в воздух" рассуждать о своей усталости и т.д.