Тема сложная и тяжёлая, поэтому напишу пока про два варианта возникновения суицидальных мыслей.
Первый связан с тем, что в концепции Телесного инсайта называется "родительской задачей" и образом мира (я писал об этом
здесь), которые "закопаны" глубоко в бессознательном и редко выносятся в чистом виде на сознательный, вербальный уровень.
Человек сталкивается с депрессивным, тяжелейшим ощущением невозможности - невозможности получить то/достичь того/стать тем, кем ему нужно стать в соответствии с его внутренней природой. Как правило, словами это описывается фразой "Для меня это невозможно", а на вопрос "Почему?" следует (внутренний) ответ "Потому что".
Это "могильная плита", припечатывающая живые стремления человека, "стена", которую нет сил пробить и преодолеть, и мало кто знает и понимает, что обусловлено это тем, что в "картине мира" - а ещё более точно в "картине меня самого" - которая была заложена матерью, у человека отсутствует необходимый ему образ. По сути это "Я не вижу/я не могу представить себя таким-то (таким, как я хочу быть; таким, каким я сам себя чувствую)". Материнские установки "не предусматривали" подобного, и (если упростить), то ребёнком это считывалось, как "в тебе этого просто-напросто нет".
Часто такая же установка затем подтверждается матерью и вербально, когда ребёнок всё же пытается проявить нечто, к чему родители совсем не готовы, и получает в ответ отрицание или сильное искажение своего проявления. В итоге это приводит к крайне подавленному состоянию: "Если я всё равно никогда не смогу стать таким, как МНЕ надо / если я всё равно никогда не получу того, что хочу, то на кой и стараться (зачем вообще жить)?"
Вторая вещь - это сильнейший страх полной потери контроля над собственной жизнью. Здесь я, возможно, ничего нового не скажу, но в связи с тем, что вчера у нас была первая треть мифодрамы по "Божественной комедии" Данте, и я удачно оказался в роли самоубийц в Аду, могу поделиться "внутренней анатомией" того, что там, в этой позиции, ощущалось. Сверху вниз (от поверхностных чувств до самых глубоких):
- гордость и раж, состояние, близкое к экзальтации (созданной искусственно, но не ощущаемой, как искусственное), гордость о того, что "Я взял и переступил грань!", "Я сам стал себе богом".
- очень много ярости и гнева
- отчаяние
- дикая тоска
- и на самой глубине - животный страх оказаться полностью в чьей-то власти, из к-рой невозможно вырваться, с к-рой ничего нельзя сделать. По сути это архетипический страх поглощения, как нельзя лучше соотносящийся с самой темой "запертой в Аду души", к-рая всё чувствует, но ничего не может сделать (кто не помнит - души самоубийц у Данте превращались в растения, деревья, способные чувствовать боль). И именно этот панический, всепоглощающий страх лежит в основе решения покончить с собой - как бы "распорядиться" собственной жизнью вопреки тем/тому, кто/что "желает властвовать" над этой жизнью, норовит получить контроль над ней.