Благодаря само и не само-терапии я всё-таки научился боле-менее адекватно (по сравнению с тем, что было лет 10 назад) обозначать свои личностные границы. Например, представляться своим настоящим (а не паспортным) именем там, где это уместно. И тут я столкнулся со следующим витком, как мне кажется, ровно той же проблемы - с необходимостью не просто обозначать, а отстаивать уже обозначенную границу, т.е. ту зону, где мой комфорт грозит перейти в дискомфорт, если "вторая сторона" общения чего-то "не заметила", "не расслышала" или просто решила сделать, как ей, этой "второй стороне" удобней.
Пример с именем - это, разумеется, просто пример, но очень хороший в плане его показательности. Уж не знаю, почему так, но мне часто приходится повторять своё имя по несколько раз, потому что меня переспрашивают - а порой, даже переспросив раза два или три, всё равно пишут его неправильно. По этой причине я практически перестал ходить в "Старбакс" - заколебало читать не своё или моё, но безграмотно написанное имя на стаканчике с не самым вкусным, хотя и вполне приемлемым кофе.
Я честно не знаю, понимают ли люди, которые вот так переспрашивают (и тем более те, которые всё равно потом норовят назвать/написать моё имя неправильно), что по сути они таким образом пытаются проломить личностные границы. В местном обществе об этих границах вообще не принято думать и даже попросту знать, однако, я могу рассказать, что мне это напоминает.
А напоминает, увы, весьма неприятный, много раз повторявшийся опыт детства, когда мои и без того робкие попытки себя защитить (или ещё более редкие поползновения сделать себе удобно) отметались решительным натиском старших родственников/одноклассников/окружающих. Запуганному и травмированному ребёнку много не надо - достаточно грозно глянуть и строго переспросить "ЧЕГО?!" - и ребёнок стушуется, вновь пожертвовав толикой (или даже значительной частью) собственного комфорта (собственной личности, собственной жизни, собственного пути, etc.)
Понятно, что в свете такого опыта мне бывает трудно давать отпор, хотя с каждым разом становится легче и легче (последний показательный пример был на мифодраматической группе, где одна участница назвала меня неправильно - и я безо всяких усилий на неё рыкнул, выдав своё настоящее имя. Ведущая в этом месте чуть кофе не поперхнулась)))
(UPD: во избежание недоразумений опишу подробнее - случай выше я привёл именно потому, что моя реакция была в меру - настолько, что удивился я сам. Слово "рыкнул" я употребил потому, что в моём имени двойное "р" - и да, получилось, что слегка рыкнул. Без агрессии, но с нужной долей настойчивости, чтобы меня наконец услышали - услышали после после того, как я уже представился этой участнице ранее).
Если смотреть оптимистически, я вижу в таком переспрашивании некий бесплатный жизненный "тренажёр" по отстаиванию границ. Мне кажется, люди - по крайней мере, в своём большинстве - не имеют злого умысла, они просто ленивы, инертны и привыкли к стереотипам. Например, привыкли слышать обычные русские имена. Привыкли делать, как им удобней - и прежде, чем подвинуться даже на миллиметр, желают проверить - а правда ли надо двигаться? Или можно остаться на месте и, например, не напрягать свой слух, память и речевой аппарат чьим-то совсем не привычным именем? И это, в общем-то, тоже вполне нормально - убедиться, что перемены необходимы, что тот, кто пришёл ПРАВДА желает занять вот это вот место и не согласен ужаться вон в тот уголок, который как раз свободен и никому не нужен.
Ну а моя задача - да, снова и снова показывать, что я здесь, и что я не уйду и не буду терпеть, как раньше, попытки задвинуть мою границу немножечко внутрь меня. Из недавно прочитанного, что меня в этом поддерживает - цитата из
этой статьи: "Если ты кот, ешь курицу. Не надо есть вишневое варенье. Даже если кто-то просит и ты, в принципе, мог бы"