Если император
Николай II предстал на балу в образе своего предка царя Алексея Михайловича Тишайшего, то императрица была его женой Марией Ильиничной Милославской.
Царица Наталья Кирилловна. Неизвестный художник XVII века
В прошлой статье я задавалась вопросом, почему не Натальей Кирилловной Нарышкиной. И, пожалуй, у меня есть вариант ответа. Из-за костюма. XVII век не баловал изображениями известных личностей, даже царских жен, потому выбирать особо не приходилось. Единственное более-менее достоверное изображение Натальи Кирилловны выглядит с точки зрения костюма весьма печально.
А вот у Марии Ильиничны есть вполне приличные изображения, хоть и религиозного характера.
Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест», изограф Богдан Салтанов, 1670-е годы
В качестве образца для маскарадного костюма императрицы все те же соавторы Иван Александрович Всеволожский и Евгений Петрович Пономарев взяли наряд царицы Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест с предстоящими» 1671 года.
Костюм очень похож, разве что бармы не из меха, а из парчи.
Костюм императрицы под названием «Наряд царицы Марии Ильиничны» был сшит костюмером московских императорских театров Александрой Федоровной Иващенко. Он состоял из платна, нижней рубахи, барм, головного убора и туфелек.
Платно - это элемент торжественной царской одежды XVII века.
Российский историк Павел Иванович Савваитов дает ему такое определение: «Платно - царская торжественная верхняя одежда из бархата, обьяри или атласа, с горностайным исподом и собольей опушкой, с широкими и короткими рукавами, с кружевом вдоль пол и по подолу, с запонами и другими украшениями». Парчовое платно императрицы расшито искусственным жемчугом, блестками и серебряной нитью, которые были частично утрачены и восстановлены в ходе реставрации в 1998 году.
Маскарадный костюм Александры Федоровны. Платно
Под платно надета длинная рубаха. Ее украшенные зарукавья видны из-под широких рукавов верхней одежды. Сверху надет широкий, богато украшенный воротник - бармы.
Кулон императрицы с изумрудом в 250 карат был таким большим, что не терялся даже на фоне великолепно украшенного наряда.
Кулон с изумрудом, XIX век. Золото, серебро, бриллианты, изумруд 250 карат
Напоминающий православную митру головной убор был сшит из золотой парчи, венец украшен лепестками, тулья - искусственным жемчугом.
«Головной убор, по словам самой императрицы, был таким тяжелым, что за ужином она обнаружила, что не может даже наклониться к еде», - вспоминает фрейлина императрицы, баронесса София Карловна Буксгевден.
Это перекликается с мемуарами Тамары Карсавиной, которая в тот вечер танцевала в кордебалете:
«Молодая императрица в тяжёлой тиаре, надетой поверх вуали, полностью скрывавшей волосы, свой строгой красотой напоминала византийскую икону; она держала голову так прямо и казалась такой напряженной, что я подумала: ей будет трудно наклоняться над тарелкой за ужином. Еще лучше я смогла рассмотреть ее в антракте сквозь дырочку в занавесе, вокруг которой разгорелась настоящая борьба; ее платье из тяжелой парчи было сплошь расшито драгоценными каменьями».
Портрет императрицы Александры Федоровны. Художник-иллюстратор Елена Петровна Самокиш-Судковская, 1903 год
Восхищение гостей разделил и тот самый Иван Александрович Всеволожский, который поначалу не одобрил идею императрицы:
«Императрица Александра была очень красива в царском «большом наряде»: с тиары, покрытой бриллиантами, изумрудами и жемчугом, спадали две ленты, поверх них спускались украшения в виде оливковых ветвей, заканчивающихся стрелами из бриллиантов. На платье из сукна, затканного матовым золотом, вышит рисунок жесткой серебряной нитью. Бармы являли изобилие изумрудов и бриллиантов, центральный изумруд был величиной с ладонь. Они были обрамлены подвесками из жемчуга и изумрудов. Широкая лента, расшитая бриллиантами, охватывала шею и шла нижнему раю барм. Одним словом, это было великолепно».
После бала императрица передала свой костюм Императорским театрам. Сейчас платно, головной убор и туфли хранятся в Государственном Эрмитаже, а кулон с изумрудом - в Алмазном фонде. Бармы, рясны (подвески) и убрус (вуаль) утрачены.