Начало -
тут. Как я уже писала, юбилейное мероприятие проходило в два этапа - 11 и 13 февраля 1903 года. В первый день гости больше смотрели, во второй - больше участвовали. В этой статье речь пойдет о первом дне, и будет она короткая, потому что 11 февраля везде описывается очень скупо, как будто Шаляпин и Павлова поработали на разогреве.
Шаляпин, видимо, тоже обиделся и написал про участников бала нехорошо:
«Забавно было видеть русских аристократов, разговаривавших с лёгким иностранным акцентом, в чрезвычайно богато, но безвкусно сделанных боярских костюмах XVII столетия. Выглядели они в них уродливо, и, по совести говоря, делалось неловко, неприятно и скучно смотреть на эту забаву, тем более что в ней отсутствовал смех».
Ишь, бухтит
Итак, гости собрались в Романовской галерее Эрмитажа, и, шествуя попарно, приветствовали августейшую семью «русским поклоном». После приветственного ритуала отправились в Эрмитажный театр на концерт-попурри.
Зал Эрмитажного театра в день парадного спектакля в честь прибытия персидского шаха 13 мая 1889 г. Рис. К. Брожа
Федор Шаляпин и Медея Фигнер исполнили сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», а Анна Павлова сотоварищи - отрывки из «Баядерки» и «Лебединого озера» в постановке Мариуса Петипа.
Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова в опере "Борис Годунов". 1901
После концерта высокое общество отправилось Павильонный зал, где специально подготовленные молодые люди и юные леди танцевали «Русскую». И здесь мы ступаем на топкую почву. Я прочитала много материалов по этому балу, но у меня осталось два вопроса. Не принципиальных, но все же. Если кто-нибудь знает точный ответ, напишите, пожалуйста в комментариях.
Во-первых, кто такая «Русская»? Я такого танца не знаю, Интернет тоже. Есть Русская плясовая, но меня терзают смутные сомнения по части танцевального таланта дам и кавалеров для ее исполнения.
Немного проясняет ситуацию княжна Варвара Александровна Долгорукова: «Эта часть бала началась со специально поставленного танца a la russe: «Двадцать четыре молодые пары были выбраны для исполнения русского танца, который был создан специально для девушек, исполнявших этот танец. Знаменитый танцмейстер Аистов провел с нами множество занятий, и я должна сказать, что наше появление произвело фурор. Несомненно, это был успех. Старинные русские мелодии перенесли нас в те времена, когда европейская мода еще не была введена в России».
В других источниках упоминается, что танцующие долго репетировали под руководством главного режиссера балетной труппы Мариинского театра Николая Аистова и танцовщика Иосифа Кшесинского, старшего брата той самой Матильды.
То есть можно предположить, что «Русская» - это некая хореографическая вариация, разработанная профессионалами из Мариинского театра по мотивам русских народных танцев. Скорее всего, не слишком сложная, чтобы 48 неподготовленных людей могли с ней справиться.
Второй вопрос - сколько раз исполнялась эта самая «Русская»? Ведь упоминания о русском танце касаются и 11 февраля, и 13 февраля. В «Русской» солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Знаменитая фотография Зинаиды Николаевны, исполняющей «Русскую», сделана не в Павильонном, а в Концертном зале, в котором проходила вторая часть бала, 13 февраля.
А если учесть, что княгиня Юсупова сделала для себя два варианта костюма, то это еще один аргумент в пользу моего предположения.
Так что будем считать, что «Русскую» танцевали два раза, первый раз - в Павильонном зале Малого Эрмитажа.
Изображений самого танца у нас нет, зато есть фотографии тех, кто танцевал.
Группа, танцевавшая "Русскую"
А теперь поглядим на некоторых танцовщиц поближе.
После танца участники бала отправились ужинать в Испанский, Итальянский и Фламандский залы Эрмитажа. Завершили вечер опять же танцами.
Назавтра был день отдыха, а 13 февраля ожидалось нечто грандиозное.