Порция красоты. Альфонс Муха и его женщины

Jan 30, 2023 09:04




Некоторое время назад меня захватила Прекрасная эпоха. Причем совершенно для меня неожиданно, потому что в юности я терпеть ее не могла. То есть это было почти физическое чувство неприятия эстетики конца XIX - начала XX века. Все изменилось весной 2012 года, когда в Соборе Святого Вита в Праге я увидела витраж Альфонса Мухи.




Никакая картинка не передаст той притягательности, которой он обладает. Взгляд сразу на нем задерживается. Тонкость исполнения, плавность линий, мягкость цветовых переходов завораживают так, что оторваться от созерцания невозможно.
После этого мое восприятие модерна стало меняться, пока не превратилось в почти физическое чувство восторга.
Теперь я наслаждаюсь модерном, или, как его еще называют, арт-нуво, и буду выкладывать красотищу сюда.
Начнем с непревзойденного Альфонса Мухи, чье имя называют синонимом Прекрасной эпохи.

«Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за Вас словечко… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу», - писала Альфонсу Мухе Сара Бернар.



Сара Бернар в роли принцессы Луантэн. Постер для журнала La Plume. 1897 год

Именно с нее, а точнее, с театрального плаката с изображением этой легендарной актрисы начался расцвет карьеры чешского художника с фамилией, которую коверкали все, кому не лень.
В канун Рождества 1894 года Альфонс Муха получил заказ: создать театральную афишу к премьере спектакля «Жисмонда» в театре «Ренессанс». Он придумал и воплотил ее за одну ночь. И эта ночь стала поворотной в его судьбе.



Та самая афиша к спектаклю "Жисмонда" в театре "Ренессанс"

Исполнительница главной роли Сара Бернар пришла в восторг и сказала, что на плакате Мухи она изображена такой, какой сама хотела себя видеть. Отныне афиши для спектаклей с Сарой Бернар рисовал только Альфонс Муха.



Сара Бернар в роли Медеи. Афиша к спектаклю "Медея". 1898 год



Сара Бернар в роли Лоренцо Медичи. Афиша к впектаклю "Лоренцаччо". 1896 год



Сара Бернар в роли Маргариты. Афиша к спектаклю "Дама с камелиями". 1896 год



Сара Бернар в роли Флории Тоска. Афиша к спектаклю "Тоска". 1897 год

Помимо театральных плакатов, Муха создает декоративные панно, календари, программки, рекламные плакаты, этикетки и упаковки для самых разных товаров: от шампанского и десертов до шампуней и сигарет. Каждая работа - маленькое произведение искусства, в котором повторяются излюбленные мотивы художника - роскошные женщины, цветы, времена года и самые разные аллегории.



Печенье Levevre-Utile. 1897 год













































Упаковка для мыла "Муха" с ароматом гелиотропа



Упаковка для мыла "Муха" с ароматом сандала



Упаковка для мыла "Муха" с ароматом фиалкиМуха с головой погружается в работу над орнаментами, вовсю экспериментируя со спиралевидными линиями и сложными завитками. Итогом этой работы становятся два сборника образцов орнаментов стиля модерн - «Декоративные документы» 1902 года и «Декоративные образцы» 1905 года.









В феврале 1897 года в Париже состоялась первая персональная выставка работ Альфонса Мухи. Успех был оглушительным. Выставка поехала по Европе, а Муха стал звездой первой величины в мире искусства. Его называли основателем стиля арт-нуво, что все же преувеличение, и создателем такого феномена как «La Femme Muchos» («Женщина Мухи»), что чистая правда.
Пленительные и нежные, томные и чувственные, роскошные и дразнящие женщины в окружении цветов и растительных орнаментов женщины стали узнаваемы во всем мире. Серии «Драгоценные камни», «Луна и звезды», «Времена года», календарь «Зодиак» тиражируются до сих пор, а копии работ Мухи пользуются высоким спросом.



Зодиак. 1869 год



Серия "Времена года". 1886 год



Серия "Времена суток". 1899 год. Утреннее пробуждение, Яркость дня, Вечернее созерцание, Ночной отдых



Серия "Драгоценные камни", 1901 год. Рубин, Изумруд, Аметист, Топаз



Серия "Луна и звезды", 1902 год. Утрення звезда, Лунный свет. Вечерняя звезда, Полярная звезда



Серия "Времена года", 1900 год



Фрукты. 1897 год

В 1900 году Муха оформляет для Всемирной выставки павильон Боснии и Герцоговины, что заставляет его заинтересоваться историей славян. Пройдет еще пятнадцать лет, и главным делом жизни художника станет создание «Славянской эпопеи». Но это уже совсем другая история.     
Previous post Next post
Up