О подлинном «Сером призраке»

Jul 26, 2015 14:09

Ко дню Флота - того самого, который «не наш» *здесь должен быть не совсем приличный жест* :D

Монитор «Железняков» был построен на киевском заводе «Ленінська кузня» в 1935 году и в 1940 вошёл в состав Дунайской флотилии, осуществлявшей патрулирование границы по Дунаю. Великая Отечественная для него началась в четыре пятнадцать 22 июня обстрелом с румынского берега. В том бою, продолжавшемся целый день, монитор уничтожил одну береговую батарею и сбил вражеский самолёт. После того, как оба берега реки оказались заняты врагом, мониторы Дунайской флотилии в полном составе с боем прорвались к Измаилу и, совершив морской переход, сосредоточились в Днепрово-Бугском лимане. «Железнякова» защищал Одессу, Николаев, Херсон и Очаков, наносил неожиданные удары в тылу противника, заслужив уже к тому времени славу неуловимого и легендарного. К ноябрю 1941, когда его передали в состав Азовской флотилии, он оставался последним уцелевшим из дунайских мониторов.
Летом 1942 «Железняков» действовал на Азовском море, в низовьях Дона и Кубани, оборонял базу Азовской флотилии Темрюк, а в сентябре, после оставления нашими войсками Кубани он и тральщик ТЩ-581 последними уходили в Чёрное море через блокированный Керченский пролив. Выброшенный штормом на мель, тральщик был затоплен командой, а «Железняков» после двух дней героической борьбы моряков за жизнь своего корабля, снявшись с мели, залатав пробоины и навесив деревянный руль вместо повреждённого, всё-таки прорвался и пришёл в Поти.

«...Оставался один выход - свернуть с фарватера к вражескому берегу, подойдя под самые батареи. Ведь такой маневр помог однажды кораблям на Дунае! Правда, там не было минных полей. Ну что же! Корабль сидит мелко, он, может быть, пройдет над минами, не задев их. Это был единственный шанс на спасение.
И рулевой по приказу командира А. Харченко свернул с фарватера на минное поле. Два краснофлотца шестами щупали дно. Их ранило. Вместо них тотчас же встали другие. Монитор уже подошел почти к самому берегу. Прожекторы заметались и вдруг погасли. Они потеряли корабль. Потом снова стали лихорадочно щупать фарватер. Наткнувшись на какой-то затонувший корабль, они ярко осветили его, и вдруг обрушился на него огонь, предназначенный для «Железнякова».
А «Железняков» тем временем пробирался вперед, рискуя взорваться на минах. И люди стояли на своих постах - у машин, у орудий, у пулеметов, в радиорубке, твердо веря в то, что корабль и на этот раз прорвется...

Игорь Всеволожский, «Неуловимый монитор»

После ремонта, в 1944, монитор году вернулся на Дунай и принял участие в боях за освобождение придунайских стран.
В середине шестидесятых по просьбе энтузиастов-речников корпус монитора был передан заводу «Ленінська кузня». Более того, когда возник вопрос «какие пушки ставить», оказалось, что сохранились оригинальные артиллерийские установки «Железнякова», и их тоже передали заводу. Воссозданный в первоначальном виде и даже с «родной» артиллерией монитор установлен на постаменте в парке Моряков на Рыбальском полуострове, неподалёку от завода.



Монитор «Железняков»
Водоизмещение полное 263 т, нормальное - 230 т; длина 51,2 м, ширина 8,2 м, осадка 0,88 м; мощность дизелей 140 л. с.; скорость хода 8,3 уз; дальность плавания 3700 миль. Вооружение: 2102-мм, 3 45-мм и 237-мм орудия и 3 12,7-мм пулемета. Бронирование:пояс 20, палуба 16 мм. Экипаж 72 человека.



С такого ракурса сняты почти все фотографии в сети. Причина проста - монитор фотрафируют с полуразобранного Вантового моста, с которого нет спуска на Рыбальский.



Так это выглядит с набережной.



А это уже вблизи.
Вид у парка Моряков сейчас, прямо скажем, заброшенный, к тому же, и строительство Гаванского моста ведётся практически на его территории.









На палубе.






Артиллерийские установки. Те самые :)















В сети разносилось эхо, history, Что вижу - то снимаю, the mirror of the sea, В зеркале морей, Из недр книжного шкафа, Негулкие коридоры

Previous post Next post
Up