Schlagbaum - от schlagen, что значит рубить дерево и baum дерево. В общем, падающий как срубленное дерево. По сути так опускается подъёмный шлагбаум. всё логично. кроме одного - в немецком языке такого слова нет. И немец из Германии, впервые услышав его в России, будет недоумевать, а когда увидит о чём речь, скажет: Оооо! Schranke!
Ну а у нас шлагбаум с самого начала был шлагбаум. А начало ему, говорят, положили при Петре Петром, до которого чтобы перегородить проход ставили простую переносную рогатку.
В начале 1770-х годов в том месте, где сходились степные дороги, ведущие в Троицкую крепость, была установлена караульная будка и шлагбаум, с помощью которого солдаты контролировали проезд транспорта. Позднее пост использовался для сбора налога на дорожное строительство с каждой груженой подводы, а возле городского шлагбаума образовалась Въездная площадь.
Каменный городской шлагбаум был построен в честь победы над Наполеоном и открыт для обозрения 27 сентября 1814 года. Шлагбаум одновременно означал городскую черту, которая проходила на этом месте до конца XIX века.
Это был редкий образец инженерного искусства, выполненный в стиле раннего классицизма. Автор проекта неизвестен. По обе стороны дороги стояли два одинаковых столба: в основании - массивная каменная квадратная тумба, на ней высокая четырёхгранная сложенная из кирпича, оштукатуренная и побеленная пирамида, оканчивающаяся огромным медным шаром, увенчанным символом российского государства - двуглавым орлом. На фасадной части каждой пирамиды был закреплён герб города, пожалованный Таганрогу в 1808 году императором Александром I.
Интересно? А что сейчас?
Встречный вопрос: а знаете ли вы, как называется сквер, в котором стоит памятник генералу Маргелову, снимки которого были в прошлой записи? Нет, не сквер Маргелова. И не сквер Десантников. Правильный ответ на фото:
Ничего особо удивительного, я уже писал, что вокзал в Таганроге был построен за городом, но у самой границы города, ну а Ярмарочная площадь оказалась соседкой Въездной, часть территории которой сегодня занимает сквер: площадь была большая, раза в три больше сквера.
Так а что же со шлагбаумом? А вот что:
В начале XX века городские власти произвели капитальный ремонт памятника - каменные колонны и их основания были оштукатурены цементным раствором, а на шары и двуглавые орлы была заново нанесена позолота.
В советское время, в 1920 году, вся геральдика с колонн шлагбаума была снята.
Две стелы шлагбаума продолжали стоять до 1969 года. Под предлогом, что они мешают движению транспорта, 19 октября 1969 года стелы ночью были разрушены.
Тут можно было бы вылить большой поток справедливого гнева, но, как москвич, я просто обязан говорить о позитиве. Если наши Крестовские башни до сих пор являются утерянными безвозвратно, то таганрожцам хватило пятилетия, чтобы сделать первый шаг к исправлению ситуации.
Нет, шлагбаум не восстановили. И это не реставрированная стела. Это только памятный знак.
В октябре 1974 года на углу Петровской улицы и улицы Дзержинского был открыт реконструированный сквер. В память о городском шлагбауме была построена уменьшенная копия одной стелы. Проект по сохранившимся фотографиям выполнила архитектор Э.Е.Бронзова. На стелу, как и на оригинальные, был установлен герб Таганрога, но, как отмечает таганрогский дизайнер и фотохудожник Владимир Верготи, вместо кадуцея в правое нижнее поле герба был помещён меч. В устройстве сквера и его оформлении принимали участие многие предприятия Орджоникидзевского района Таганрога. Изготовление металлического шара, венчающего стелу, было поручено оборонному заводу «Красный гидропресс».
(Цитаты по Википедии)
И всё же лучше это, чем ничего.
Ну а идея реставрировать шлагбаум полностью в натуральную величину ходит среди горожан, но пока не завоевала умы власть имущих. Главное, не доводить ситуацию до абсурда и не требовать аутентичного расстояния между стелами, чтобы снова не вставал вопрос о помехе уличному движению.