В эпоху расцвета интернет фан-движения Западная Трибуна - 2 мы обожали делиться на фракции. Один из таких разделов разбивал тусовку на театралов и маргиналов. Наши театралы ходили в театр, чтобы приобщиться к прекрасному, а мы, маргиналы, оказавшись в театре первым делом инспектировали буфет. Да, я по этому признаку - ярко выраженный маргинал, и даже женитьба меня не изменила: буфет в театре прежде всего.
Но это не значит, что в театре меня ничего не интересует кроме буфета. И, проходя школьником по проезду Художественного театра, я отлично знал, почему у него такая название: здесь расположена самая стара сцена МХАТа. строго говоря, самая старая из действующих, первые четыре сезона (1898-1902) МХТ Станиславского и Нимеровича-Данченко давал спектакли в арендованном театре Я.В.Щукина Эрмитаж, в саду с одноименным названием возле Каретных Рядов. Кстати, театр-преемник того Эрмитажа существует и я даже в нём бывал. Буфет тогда был там нулёвый, а вот название постановки я запомнил: На чём держится мир?
И знал я, что в Катастройку МХАТ разделился на два имени Горького и имени Чехова. Здание на проезде Художественного театра досталось второму, который вскоре убрал из названия букву А и теперь он просто Московский Художественный театр, как во времена основателей.
Теперь от театральной темы перейдем к историко-архитектурной.
В XVIII в. на участке, где стоит театр, стояли деревянные хоромы князя Петра Одоевского. После пожара 1812 г. на месте сгоревших хором построили новый дом с колоннами и двумя флигелями. В 1851 г. усадьба перешла к С.А. Римскому-Корсакову, который объединил флигели с главным домом и надстроил третий этаж (арх. Н.А. Шохин). В 1882 г. к зданию пристроили сцену с зрительным залом (архитектор М.Н. Чичагов), и там начал работать Лианозовский (по фамилии тогдашнего владельца участка) театр. В конце XIX в. зданием владел скандально известный антерпренер Шарль Омон, устроивший в Камергерском французский театр-фарс с довольно непристойным, по тем временам, репертуаром.
В феврале 1902 г. на средства Саввы Морозова началась переделка здания под Малый художественный театр. Проект нового театра (включая дизайн помещений, светильники, мебель, логотип театра - чайку и даже специально разработанный шрифт) сделал Ф.О. Шехтель, отказавшийся взять за свою работу деньги. Барельеф «Волна» над правым подъездом создала Анна Голубкина. 25 октября 1902 г. в новом здании состоялась первая премьера МХТ - «Мещане» Горького.
В 1918-1920 гг. В. И. Ленин несколько раз присутствовал на спектаклях.
Тот самый барельеф работы Голубкиной.
В 1977-1978 гг. проведена реконструкция с реставрацией зрительной части по проекту, выполненному институтом «Союзреставрация» (архитекторы С. М. Гельдфард, Г. П. Белов). Сценическую коробку отделили от основной части и отодвинули на 11,9 м. Появившееся свободное пространство оградили стенами. (Позже в комплексе новой сцены была восстановлена гримуборная Олега Ефремова, много лет руководившего театром.) Площадь помещения увеличилась, но со стороны Камергерского это совсем незаметно. Интерьер театра сохранился таким же, каким его придумал Ф.О. Шехтель.
В 2007-2009 гг. проведены ремонтно-реставрационные работы по интерьерам театра и зрительному залу.
С 2000 по 2018 гг. художественным руководителем театра являлся Олег Павлович Табаков, трудившийся здесь 30 лет.
(Викимапия)
И результаты голосования.
Рейтинг возглавил Нижний Новгород. Второе место - у Бреслау.
Раз мои читатели так хотят - обязательно будет и то, и другое.
Но всё-таки первый приоритет в этот раз за Таганрогом, а второй - за Гродно.