Click to view
Кажется, заголовок записи и её начала вообще никак не стыкуются между собой. Но это обманчивое впечатление. Связь самая прямая и прочная. В позапрошлой записи я написал о том, что от замка Пястов в Бреслау ничего не осталось. Разумеется, это не я так решил, так было написано в повике в статье о Главном корпусе Университета.
И вот представьте себе мою радость, когда выяснилось, что эта информация неверна. Маленький кусочек княжеского дворца сохранился до наших дней. Более того, он попал на моё фото.
Вот эта красная пристройка к костёлу - ризница. Изначально это было хозяйственное здание в замке.
А теперь по порядку. Снимок сделан всё с той же Городской улицы, когда мы прошли вдоль всего Collegium Maximum. Костёл дальше от Одры, частично за углом корпуса, частично за открытым пространством.
И, рассказывая о нём, надо начать с истории открытия Университета в Бреслау. Как я уже писал, открыт он был по указу Императора Леопольда и, об этом я не писал, первое время даже назывался Леопольдина. Но это название не закрепилось. Наверное, по многим причинам, но одной из них наверняка была та, что Университет был открыт специфически - на базе иезуитского училища и с одним единственным факультетом: философии и католической теологии. И хоть ситуация довольно быстро изменилась, но факт тот, что в образовании Университета отцы-иезуиты сыграли куда большую роль, чем Император.
Так вот к строительству храма, который должен был стать как студенческим, так и иезуитским, Орден приступил в 1689 году. Повика приписывает проект здание некоему итальянскому архитектору Теодору Моретти (Teodor Moretti) ( тогда уж - Теодоро ), а строительство Матиасу Бринеру ( скончался в 1692 году, до завершения постройки ) и Иоганну Коллю. Девика утверждает, что от начала и до конца руководил постройкой один только Johann Georg Knoll. Оба источника согласны, что расписывал храм фресками художник Михаэль Роттмайр фон Розенбрунн (Johann Michael Rottmayr von Rosenbrunn), причем происходило это в 1704-06 годах, то есть после освящения, которое состоялось 30 июля 1698 года. Впрочем, освятили очень недоделанный храм: работы над западным фасадом велись до 1700 года. А с 1722 по 1734 год в церкви велись активные работы по формированию внутреннего интерьера, которыми руководил Кристоф Тауш (Christoph Tausch). Именно он и изготовил главный алтарь храма.
Интересно, что когда иезуитов в 1810 году прогнали из Бреслау, храм превратили в приходской и подчинили церкви апостола Матфия. И в народе его порой так и стали называть церковью святого Матфия, хотя переосвящения главного алтаря не происходило.
В 1945 власти города именно в этой церкви устроили склад ценностей городских храмов - и угадали, церковь почти не пострадала, ценности уцелели. Я думаю, это не случай, а промысл Божий.
В 1946 году храм снова стал университетским.
Этот храм имеет одно из самых богатых внутренних украшений в стиле барокко во Вроцлаве. Это типичный для иезуитской архитектуры однонефный храм с двумя рядами (2×6) боковых капелл, над которыми расположены галереи, открытые в неф. Длина церкви 53,2 метра, ширина 26,2 м, высота 23,6 м. Весьма необычен тот факт, что в храме есть два колокола - малый 1700 года на восточном фронтоне церкви и больший. с 1727 года.
(Повика)
А теперь прошу обратить внимание на дом у левого края снимка.
Это здание с очень интересной судьбой, которая началась, понятное дело, со строительства. Руководил им архитектор Йозеф Фриш (Joseph Frisch), а после его смерти работу продолжил другой архитектор Йозеф - Пельтц (Joseph Peltz). Строительство растянулось больше чем на 20 лет: с 1734 по 1755 год. А строили интернат для учеников иезуитской школы, который и посвятили святому Иосифу после окончания постройки.
Только вот интернатом дом побыл совсем чуть-чуть: в Семилетнюю войну стал сначала госпиталем, потом военной тюрьмой, а после нее неё в здание въехал прусский банк. Правда, часть помещений он оставил под пансион для прусских дворянских недорослей.
В 1811 году пансион закрыли, а квартиры стали предоставлять преподавателям Университета. Среди них был и Генрих Штеффенс (Heinrich Steffens), который прямо из окон своей казенной квартиры в 1813 году призвал добрых горожан брать в руки оружие и воевать французских оккупантов, после чего здание получило известность как Дом Штеффенса. С 1930 года дом полностью стал учебным корпусом Университета.
Военные действия 1945 года незначительно повредили здание. До 1950 года здание принадлежало Вроцлавскому научному обществу. В 1950-1953 годах здание было перестроено по проекту архитектора Винцента Равского (Wincenty Witold Erazm Rawski, 1893-1962), реконструированы фасад и фронтон, а также кровельное покрытие. В 1953 году здание перешло в собственность Польской академии наук. В 2018-2021 годах здание было вновь отремонтировано. С 2002 года здесь размещается Музей человека.
(повика)
Политическое дополнение - реакция в Германии на фашистский переворот в Киеве в 2014 году:
https://tanya-mass.livejournal.com/1836829.html Откладывал, кстати, для
arens. Пригодилось вот так.
А сюрприза, связанных с Бреслау, сегодня у меня целых два. Второй в том, что пан
tokurow отснял то, что я просил, прислал мне снимки и разрешил формировать вторую серию запросов.
Я очень счастлив.