Гродно. Дом Лапинера

Mar 06, 2024 19:17

Следующий мой снимок - результат места и времени. С одной стороны, моё чутьё подсказало мне хорошую точку. С другой, зелень ещё не загустела и купол храма Рождества Пресвятой Богородицы прекрасно виден.
Вообще, в России бытует мнение, что белорусы, которые русские высшего качества - православные. Католические храмы там - наследие часа польского, а если кто в них входит, так это представители польского меньшинства.
Мнение это абсолютно неправильное. По данным различных социологических исследований католиками является от 10 до 20 верующих граждан страны. Поляков там столько и близко нет.
При этом, конечно, с востока на запад процент православных в городах и селах уменьшается, а католиков возрастает. И тот факт, что пока что на моих снимках из Гродно были только костёлы - не случаен. Но и представлять Гродно католическим городом ни в коем случае не следует. Вот он, православный храм в центре города, в нескольких шагах от его главной площади. И не просто храм, а монастырский, принадлежащий Рождество-Богородичному монастырю.


Сама церковь освящена так же во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Традиционно - история:
Гродненский Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь имеет давнюю и поучительную историю. Монастырский комплекс расположен на месте древнего православного Пречистенского соборного храма, считающегося ровесником Коложской Борисо-Глебской церкви. Первоначально Пречистенский храм был деревянным, но на рубеже XV-XVI вв. он уже имел каменные стены. С 1565 г. при храме существовал госпиталь для убогих и богадельня, на содержание которых по распоряжению Сигизмунда II Августа и Стефана Батория отчислялись деньги из дохода королевских имений. Кроме того, Пречистенская церковь наряду с другими четырьмя православными храмами г. Гродно (Борисо-Глебским, Воскресенским, Троицким и Крестовоздвиженским) получила земельные владения в Ольшанском урочище. Пречистенский храм, как и другие православные приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, а с рубежа XIV и XV вв. - непосредственно Киевским митрополитам. В силу исторических обстоятельств западно-русская церковь оказалась не только в тесном соприкосновении с римско-католической церковью, но и во власти государей-католиков, испытывая на себе сильнейшее религиозно-национальное давление с их стороны. В 1596 г. часть православных епископов-ренегатов во главе с Киевским митрополитом Михаилом Рогозой согласились на церковную унию с Римом. Объявленная в октябре 1596 г. на соборе в Бресте уния явилась логическим завершением католического наступления на Православие в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. С этого момента правящие круги Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, переведя Православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам. В 1609 г. Пречистенская церковь была передана униатам.
В 1633 г. при Пречистенской церкви поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно. Жизнь монашествующих в униатской церкви Речи Посполитой имела совершенно иной характер: почти все монастыри были объединены в особый монашеский орден - Базилианский орден святого Иосафата (Ordo Basilianus S. Josaphat). Первоначально создание какого-либо униатского монашеского ордена не входило в планы епископов-ренегатов, принявших унию в 1596 г. Однако последующие исторические события заставили греко-католическую иерархию избрать иной путь. Дело в том, что большая часть православного монашества отказалась принять Брестскую унию. На собор 1596 г. в Брест прибыло 12 архимандритов, но только трое из них (Браславский, Лавришевский и Минский) подписали унию, остальные же участвовали в соборе православных. Да и принявшие унию монастыри еще долго оставались полупустыми. Такое монашество не могло оказать какой-либо значимой помощи в распространении унии. В связи с этим и возникла идея создания из униатского монашества хорошо организованного ордена по образцу орденов римо-католических.
Вначале деятельность базилианской общины в Гродно не имела особого успеха (в 1641 г. в обители числилось лишь пять сестер). Посчитав причиной такого положения вещей «стиснутое положение» обители, в 1642 г. униатский митрополит Антоний (Селява) передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви вплоть до королевского замка.
Рассказ собираюсь продолжить в самое ближайшее время, самые нетерпеливые могут прочитать дальнейшее на официальном сайте: http://obitel-grodno.by/index.php/pages-2/2017-09-13-10-33-12

А сейчас поговорим о доме, чья стена присутствует в кадре. Этот дом по соседству с монастырем стоит на Замковой улице, имеет номер двенадцать и называется Дом Лапинера.


Двухэтажное здание. Историко-культурная ценность. Построено в 1880, 1904. Известно как Дом Лапинера.
Здание прямоугольное в плане. Центральная часть главного фасада выделена фигурным аттиком. Плоскость главного фасада декорирована рустованными лопатками, карнизом с сухариками, оконными наличниками с замковым камнем. В декоративной отделке фасада прослеживаются эклектичные мотивы... С 1925 в доме находились магазин колониальных товаров «Каплан, Бурдэ, Шапиро» и компания «Spotkol», в 1937 - «Bank Ludowy», с 1945 - обувная фабрика № 2. В 1946 г. - школа ФЗО «Обувщиков».
(Викимапия)
По дополнительной ссылке не о Гродно, но о культурных достопримечательностях Белоруссии: http://www.kurier.lt/zhemchuzhina-zemli-belorusskoj/

Белоруссия, оберст-штурман, ВКЛ

Previous post Next post
Up