Знаменитый французский писатель Ги де Мопассан постоянно ругал Эйфелеву башню. Он считал, что она уродует Париж. И столь же регулярно обедал в одном из расположенных на ней ресторанов. Когда его спросили, нет ли в этом лицемерия, он ответил примерно так: Ничуть. Ресторан на башне - единственное место в Париже откуда не видно этой уродины.
А теперь о Бреслау. Начну с того, что ещё раз пожалуюсь: у нас было очень мало времени на осмотр города. Будь бы часа хотя бы 4, я бы развернулся. А так... Если на Свидницкой я фотографировал конкретные дома, то на Большом Кольце (Große Ring) - именно площадь как таковую. В прошлый раз был блок Южной стороны, сегодня - Восточной.
И сразу начну с того, что снова подчеркну: Силезия - не Польша. Историю Силезии поляки не знают и знать не хотят. В повике название Восточной стороны - Grüne-Röhr-Seite на полном серьёзе перевели как Strona Zielonej Trzciny - Сторона Зелёного Тросника. И только как опция дано правильное называние: Strona Zielonej Rury - Сторона Зелёной Трубы. Дело в том, что в далёкие времена в этой части площади находился колодец, который горожане называли Grüne Röhr - Зелёная Труба. Потом колодец закопали, но название сохранилось.
Разумеется, на снимке не вся сторона, а её отрезок между Свидницкой улицей и улочкой Куриный Рынок ( Hünermarkt или ulica Kurzy Targ ).
Самое известное из этой тройки здание - то, что украшено башенкой, дом №31-32. Сегодня это универмаг Feniks, но оно и строилось как универмаг, только назывался он изначально Универмаг братьев Бараш (Gebrüder Barasch). Местные коммерсанты с имперским размахом, братья Артург и Георг Бараши (Artur und Georg Barasch) в 1902 году заказали архитектору Георгу Шнайдеру (Georg Schneider) построить здание универмага и за два года он был построен.
Универмаг был «одним из самых современных и крупнейших» универмагов в Бреслау ( ну, откровенно говоря, это из серии "первый парень на деревне" - А.Ш. ) и, благодаря своему «открытому» расположению на кольце и «продуманному» внутреннему дизайну, стал «одним из самые известных» коммерческих зданий в центре города.
Дизайн интерьера с коричневым стеклом и керамическими элементами был основан на планах Юлия Коблинского (Julius Koblinsky). В южной части интерьера в начале строительства располагался зал, окруженный лестницей, возле восточного входа в здание располагался зимний сад .
В 1929 году четырехэтажное здание площадью около 1600 м² и общей длиной фасада около 120 метров было изменено: упрощен фасад в стиле модерн, обращенный к рыночной площади. В частности, были переработаны окна над главным входом. В рамках реконструкции был демонтирован большой стеклянный шар, который располагался на верхушке башни и ранее был поврежден ударом молнии.
(повика)
При фашистах универмаг у семьи Барош и миноритарных совладельцев отжали. Не прямо конфисковали, а именно отжали: сначала принудили к продаже, а потом по факту выплатили лишь незначительную часть. Те, кто сумел выехать с этими деньгами, оказались счастливцами. Артур Бараш слишком долго откладывал отъезд и в итоге упустил эту возможность. А дальше были арест, концлагерь и смерть...
Во время войны универмаг был сильно порушен. Восстанавилвать начали в том же 1945-м, но серьезно взялись за дело только в 60-е. Полноценно возрождённый универмаг заработал в 1965-м. Есть некоторый символизм в том, что он называется теперь Феникс.
В центре дом №30, который традиционно называют Дом Старой Ратуши (Zum sog. alten Rathaus). Польские альтернативки (Pod Polskim Królem, Pod Królem Auguste) тяжело приживаются, хотя почва для них есть: этот дом когда-то был постоялым двором. про который документально подтвержно, что на нём во время визита в Бреслау, изволил остановиться Август Сильный.
Вообще же дом на этом месте известен с середины XIV века, значительную часть своего существования он принадлежал городу, отсюда и основное название: там были и квартиры городских чиновников, и их рабочие места, когда помещений в ратуше не хватало. Но вот то, что мы видим - это восстановленный после разрушения в 1945 новодел, построенный по проекту архитектора Элвина Ведеманна (Alvina Wedemanna) после в 1910 году. Фасад, как я писал ранее, отретушировали в стиле 1800 года.
И красный дом справа - дом №29 Под золотой короной (Zur Goldenen Krone). Вы будете смеяться, но и он тоже построен в те же годы, что и соседи: в 1904 году исторический дом, известный с XV века, снесли, чтобы построить на его месте универмаг Золотая Корона. Судя по тому, что архитекторы были Генрих кайзер (Heinrich Joseph Kayser) и Карл фон Гроссхайм (Karl von Großheim), явно кто-то из немецких торговцев зарубился на национальной почве с евреями Барашами.
Соседство двух универмагов продолжалось до 1945, когда дом 29 превратился в руины. Новая власть закрепила их за кооперативом, который кое-как отремонтировал пару этажей и наладил торговлишку. Но когда за реконструкцию площади взялись всерьёз, то в 1957-60 годах архитектор Збигнев Политовский (Zbigniewa Politowsky) построил офисое здание, имитирующее доходный дом с отделкой в подражании Пьетро Ломбардо (Pietro Lombardo), одному из крупных представителей венецианского ренессанса в архитектуре.
Дополнительно - ранее выложенный под катом снимок Старой ратуши Бреслау:
И политический довесок про Польшу:
https://iarex.ru/news/112869.html А теперь вопрос: при чём тут Ги де Мопассан?
Ответ на самом деле прост: я постоянно ругаю фаст фуд, Макдональдс и замену родной культуры примитивной американщиной. Всё так. Но когда нужно быстро перекусить по понятной цене и качеству - иду в Мак.
Вот и тут, меня, конечно, огорчает эмблема американской забегаловки на центральной площади старого европейского города. Но именно в нём-то мы всей семьей быстренько пообедали, и остались довольны.