Ну что же, завершающая запись о прогулке в Хамовниках тоже посвящена метро. Конкретно станции метро Парк Культуры на Кольцевой линии. Рассказ будет небольшой, а вот фотографий будет много: мне пришло в голову пофотографировать медальоны с барельефами. Ну что, поехали?
Станция открыта в 1950 году в составе участка «Парк культуры» - «Курская».
Название дано по расположенному вблизи ЦПКиО им. Горького. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием «Парк культуры имени Горького».
Она предназначалась для транспортировки пассажиров к ЦПКиО им. Горького, и (как и в случае с одноименной радиальной станцией) из-за достаточной удаленности от самого парка предлагалось переименовать её то в «Крымский мост», то в «Крымскую», то в «Чудовку». Но название станции претерпело изменения лишь в 1980‑м году, когда в преддверии Олимпиады его сократили до «Парка культуры».
Вот честно, не слышал ни про одно из трёх несостоявшихся переименований. Что, конечно, совсем не значит, что этих проектов не было или что о них не было известно москвичам. Москвичей много, я один. :)
А вот и первый отснятый медальон:
Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Архитектор И.Е. Рожин в этом проекте попытался зрительно облегчить массивные пилоны, и ему это удалось. Каждый пилон он «прорезает» ступенчатыми арками, визуально превращая его в четыре колонны, стоящие по углам. В арки он помещает медальоны работы скульптора С.М. Рабиновича. Всего получилось 26 барельефов, 12 из которых дублируются. На них изображены различные виды досуга и отдыха, доступные советскому человеку (катание на коньках, шахматы, авиамоделирование, цветоводство, футбол и другие).
Освещение станции достигается своеобразными «китайскими фонариками», подвешенными к своду, и четырьмя торшерами, которые находятся у деревянных диванов в перронных залах. Эти торшеры выполнены из мрамора малахитового цвета в виде четырехугольной колонны, расширяющейся к верху. Наверху композиция из металла: листья держат кольцо, на которое укреплены четыре плафона.
Свод центрального зала декорирован лепными розетками и шнурами, рисунок которых взят из кельтских узоров.
Сосредоточившись на медальонах, я совершенно упустил из виду светильники. Да и снимал недолго, не хотелось заставлять супругу заниматься ожиданием.
Уважаемый
alexkolobrodov обозвал эти медальоны с барельефами металлическими. Думаю, его подвела память.
Критики отмечают, что можно было бы достигнуть большей визуальной легкости и воздушности, если использовать в отделке пилонов материалы светлых тонов вместо серого мрамора «лопота». Сам И.Е. Рожин считал своей ошибкой выбор мест для подвески светильников. Они оказались не напротив, а между медальонами с барельефами. В результате чего получились двойные тени. Этот факт неприятно удивил архитектора и чуть не довел до слез скульптора, но станция к тому моменту была почти завершена - никакие доработки уже не разрешались.
https://um.mos.ru/houses/stantsiya_park_kultury_koltsevaya/ Всего на станции 26-12=14 оригинальных барельефов. Цветоводок и шахматиствов я выложил. Идем дальше. Номер 3 - планеристы:
Декламация:
Присутствует в зале и ещё один барельеф - А.М.Горького:
Вот только когда его установили и кто автор, найти не удалось. Можно предположить, что при создании и автор всё тот же С.М.Рабинович.
Юные строители:
Вратарь без публики:
Танцы:
Народные песни и пляски:
Фигурное катание:
Теннисистка:
Почистить её не мешало бы...
В общем, культурный отдых на полную катушку :-))). 4 барельефа в мою фотоподборку не вошло. Кому интересно - ищите их тут:
https://synthart.livejournal.com/113177.htmlИли тут:
https://bluesmaker.livejournal.com/124244.html Ещё немного технической информации о станции. Парк Культуры - пилонная станция глубокого заложения ( глубина - 40 метров ) с тремя сводами. Диаметр центрального зала - 9,5 метров.
И дополнительная ссылочка о проблемах современного метростроя:
https://regnum.ru/news/2792884.html Окончание рассказа - повод для смены приоритетов. Продолжаю год диктатуры, приореитеты определяю сам. В отличие от прошлых слуаев. сейчас будет перестановка:
1-й приоритет - ночной Владимир.
2-й приоритет - Москва, День Народного Единства 4 ноября 2014 года.