Санкт-Петербург. Соляной городок и Пантелеймоновский мост

Jan 22, 2020 19:23

Не так давно я писал про московский Соляной двор. Оказывается, был его аналог и в Питере - Соляной городок. На берегу Фонтанки напротив Летнего Сада и с очень интересной историей.
В начале XYIII в на этой территории находилась Партикулярная верфь.
В это время Нева была объявлена главным городским проспектом. Каждое воскресенье Петр I устраивал обязательные лодочные учения - все учились ходить под парусом. Причем, те, кто гребли веслами, платили большой штраф за каждое весло. Так же было запрещено наводить мосты через Неву. Потребность в судах была большой, и по чертежам Трезини сооружают Партикулярную верфь, где строились небольшие суда для жителей города.
В 1780-х гг. на месте Партикулярной верфи были устроены склады для соли и вина, и место получило название "Соляной городок".
В 1780 г. по проекту арх. Ф. И. Волкова было сооружено строгое, протяженное здание.
Внешнее богатое оформление здание получило в 1870 г. по проекту арх. Л. Ф. Фонтана.
(Викимапия)
Сейчас в здании размещается Научно-Исследовательский Центр по морской авиационной технике.


А сразу за ним над Фонтанкой переброшен Пантелеймоновский мост.
С середины 1720-х годах на этом месте был деревянный акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов Летнего сада. В 1777 году во время наводнения фонтаны были разрушены, акведук разобрали.
В 1823-1824 годах здесь был возведен цепной однопролетный мост, автором которого был инженер - В. К. Треттер. Строительными работами руководили инженеры В. А. Христианович и Ф. О. Термин. Мост назвали Цепным.
Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотеса Самсона Суханова из гранитных плит, полученных после разборки каналов, окружавших Михайловский замок. Все чугунные и кованые железные части изготовлены на чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском).
...
Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены были фриз и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом.


В оформлении моста использовались золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. д.
Длина моста была 43, а ширина - 10,7 метра.
После катастрофы на цепном Египетском мосту поступило распоряжение реконструировать мост. Официальной мотивировкой для его разборки послужило заявление городских властей о необходимости прокладки здесь трамвайных путей.
В 1906 году мост был разобран. В 1907-1908 годах был построен новый металлический арочный мост по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Руководил строительством инженер А. А. Рейнеко. Мост назвали Пантелеймоновским.
В 1912-1914 годах было окончено декоративное оформление по проекту Л. А. Ильина, который использовал в основном мотивы классицизма: пальметты, львиные маски, изображения пик, щитов, мечей и т. д.
Декорирование моста выполнено заводом «Карл Винклер» в Петербурге. В 1954, 1969, 1983-1984 годах реставрировалось декоративное оформление моста.
С 1923 по 1991 году мост назывался мостом Пестеля, в память о декабристе П. И. Пестеле, который когда-то жил неподалеку от моста (набережная реки Фонтанки, 24). В 1991 году мосту вернули историческое название.
В 2002 году Пантелеймоновский мост был капитально отреставрирован: заменили изношенные металлоконструкции, гидроизоляцию и дорожное покрытие. Во время ремонта мосту вернули исторический облик. Были отреставрированы торшеры, фонари, перила, позолочены элементы декора.
http://www.most-spb.ru/pantelemonovsky/pantelemonovsky_his.htm

Россия

Previous post Next post
Up