Инсайт Рогатых Змей или Структурирование победы через выражение себя вовне

Aug 15, 2016 16:16

Новости, открытия, мысли - спасибо Корэну, Рафу, Тусе)

Драма через пейзаж

Раф окончательно расстаётся со мной, так мы договорились.

В предпоследний разговор он так сформулировал своё предложение ко мне:

У тебя есть я и другие любимые. У меня есть ты и искусство: и то и другое мне приносит и счастье, и боль, и разочарование. В настоящий момент я склоняюсь к тому, что от искусства больше разочарования, поэтому давай так. Уезжаем вдвоём на отдельный остров - да, как Тартар и Агат - и там живём одни. Только по-честному! ты отключаешься от своих амантов и всех прочих, ведь и я ради любви отказываюсь от живописи, которая мне важнее всего.

Я сказал, что мне это не подходит: на мой взгляд, при такой альтернативе лучше нам каждому оставаться с тем что есть, помимо друг друга - раз не получается совместить.

В последнем разговоре Рафаил сказал так:

Значит, мы больше не аманты! Только не говори потом, что это я тебя бросил! - потому что я со своей стороны сделал всё что мог. Значит, я выбираю искусство. Вряд ли в этой жизни меня ещё привлечёт любовь.

Хотел тебе сказать: я нашёл совершенно новый подход к своей работе! Это принципиально меняет для меня всё! Раньше я рисовал пейзажи, стараясь выразить настроение самого ландшафта, вникал в него всем существом. Мне это надоело! теперь я понял, что хочу - и могу! - и у меня уже здорово получается! - передавать через пейзаж своё собственное состояние. Это именно то, что для меня сейчас важно! - ты же понимаешь, что моё сердце разбито, и мне не с кем поговорить об этом? - но я рисую, и передаю в рисунке свою боль и утрату - и это потрясающе!

Уже несколько человек посмотрели на мои последние работы и не могли глаз отвести. Да, людям надо, чтобы из картины шпарило страстями, кровью сердца! - причём, конечно, они сразу стали интересоваться мною, им захотелось узнать, что я за личность и что такое со мной произошло. Сейчас иду в город, у нас встреча на набережной: там один тоже художник, а другой учёный по ландшафтам, и ещё один просто так. Потом расскажу, адью!

Обожаю, когда у Рафа загораются глаза.

* * *

Победный танец Змей

Корэн рассказал мне про методику инсайта в телесно-ориентированной психотерапии. И тут-то у меня сложилась цельная картина того, что несколько раз пыталась мне объяснить Туся!

Она входит в таннитский союз "Рогатые Змеи Лилит", бытующая у них практика взаимопомощи такова. Предположим, у человека есть некая тяготящая его проблема, с которой он не может разобраться: страх высоты или бурного моря, повторяющаяся фрустрирующая ситуация, мучительные отношения с близким, в которых не удаётся найти конструктива и т.п. Он приходит, подробно рассказывает о ней своему старшему другу в группе (или прямо "мастеру"), и вдвоём с визави, посвящённым таким образом в проблему, "танцует этот узел".

В первой части сам человек "танцует за себя" (с помощью танцевальных движений и сопутствующих средств выражает своё состояние в данной проблеме танцем), а напарник "танцует за проблему": перевоплощается в танце в штормовое море, горный ветер, ближнего (или даже целую группу), с которым "заявителю" не удаётся выстроить линию поведения. По ходу танца обе стороны ищут гармонического взаимодействия ("станцевать красиво"). Находят зачастую внезапно и неожиданным образом, и это может быть что угодно - от акробатических объятий до расхождения в разные стороны зала.

Во второй части партнёры меняются ролями - заявитель танцует "за проблему", стараясь проникнуться её сутью, а его визави - за заявителя, как сам его представляет по жизни и по предыдущему танцу. Танец может повториться, может стать совсем другим.

Напоследок, если я правильно понял Тусю, партнёры возвращаются в первоначальные роли и производят в танце некий синтез. И это - как бы руководство к действию на будущее, чтобы заявитель мог "станцевать" со своей проблемой в практической ситуации с такой же радостью и свободой.

Важная проблема - как активировать эту танцевальную лёгкость и смелость в нужный момент, когда окружающая обстановка отнюдь не напоминает зал для таннитских собраний, а в фигуре реальной угрозы не разглядеть лица партнёра. Для этого существует "танцевальная одежда" или "танцевальный амулет". Но это не реальные предметы, а символы: подразумевается любой (значимый для конкретного существа) фактор, способный сработать как триггер состояния победы над ситуацией - то, что сопровождало человека, когда он танцевал этот узел.

Чаще всего это (для аудиалов наиболее естественным образом) мелодия, песня, под которую танцевала пара. Выбрать подходящую мелодию для данного узла - это важная задача: зачастую у самого заявителя или его визави есть (или появляется в ходе объяснения ситуации) на примете подходящая песня, которую могут напеть присутствующие (или партнёр, или танцующий себе сам на крайний случай). В таком случае триггером на дальнейшее будут ключевые слова песни или мелодия. Бывают случаи, когда звуковым фоном был шум моря, звук дождя, свист ветра: тогда задача хранящего такой "ключ" - суметь активировать память произнесением самого слова ("море, танцуй со мной" / "имярек, я танцую с тобой как с дождём").

Для некоторых (кинестетов, я полагаю) это - определённые специфические движения рук и постановка головы. Иногда (для тех, для кого важны тактильные ощущения) это - вполне вещественные сувениры, вроде куска ткани типа той, в которую был одет (если был одет) танцевавший или его партнёр, либо украшение или его фрагмент (бывает, что по завершении танца ломают браслет или снимают бусину со снизки).

Для многих народов моря важнейшим триггером является запах, сопровождавший танец победы - одно из специальных танцевальных курений, или притираний, или травяной подстилки в зале, или аромат цветов на том поле, где танцевали узел. Бывает, что танцевавшие хранят при себе источник такого аромата, чтобы воспользоваться им в необходимый момент. Но лучше всего, по мнению Змей Лилит, если человек - "фыхт", (это можно перевести как "аромавербал"): то есть не только (как большинство) способен обозначить словом учуянный аромат ("роза!"), но при произнесении названия или определения ("пахнет розой пополам с солёной рыбой") способен в полной мере мысленно ощутить соответствующий запах. Аромавербалы с наибольшей лёгкостью вгружаются в полномерное воспоминание танца и действуют в узле как если бы танцевали в зале. Во всяком случае, так утверждают коллеги Туси.

Туся сетовала, что невежественные люди (зачастую из тех же детей моря, что особенно обидно) воображают, что Сёстры Лилит делают какое-то колдовство "на успех": проделывают какой-то обряд и вручают заявителю магическую штуковину, которую он должен распечатать в нужный момент. Тогда, мол, оттуда выйдет неведомая сила, овладеет его волей и им как куклой сделает всё необходимое без всяких усилий с его стороны (главное-де - амулет не потерять и с моментом не промахнуться). Эти болваны не понимают, возмущалась Туся, что только то, что сделаешь собой сам, может принести тебе толк. Любая "танцевальная одежда" или "танцевальный амулет" - только напоминание твоему существу о твоей победе, о том, что она уже есть и тебя ждёт.

От меня Туся хотела, чтобы я придумал какой-нибудь аудиальный поисковик - помочь участникам процесса быстро и точно подбирать подходящую музыку из наличного запаса. Есть разные мелохранилища, и магические, и механические, и электронные - как сделать, чтобы сосредоточился на своей проблеме, напел - и вот тебе песня, танцуй!

* * *

Мне кажется очень ценной любая возможность с помощью разных способов проецировать свои внутренние структуры вовне. Хорошо, когда есть доступ к особым средствам выражения, к искусству и телесно-ментальной практике, но адекватная вербализация - это первейшая из возможностей, для меня во всяком случае. Это даёт возможность лучше себя видеть самому и работать со своими структурами в группе единомышленников.

Причём и самовыражение, и самоанализ, и самоналадка - шаги к тому, чтобы приносить себя в общение целиком, чтобы и другой мог увидеть тебя какой ты есть и, если это именно то, что ему нужно, если ему интересно то же что и тебе - вступить в общение с тобой-настоящим. Это совершенно не то же самое, что политес как умение осторожно и аккуратно обращаться с окружением, как способ быть окружённым нетравматичным и нескучным облаком знакомых. Даже наоборот, принесение в общение себя-настоящего скорее уменьшит число потенциальных контактёров - но зато сделает отношения с теми, кто выбрал тебя-настоящего, куда более насыщенными, искренними и адекватными. В этом отношении мне есть чему поучиться у Туси.

дети моря, друзья-родные, грасиа, алгебра отношений

Previous post Next post
Up