Суперкоп я молодой,
Мой милёнок - под водой.
Говорят, он с бородой -
А шалит, как маленький!
Центон о Малике
Друг - давно уже по счёту Земли-здешней, каюсь! - просил рассказать о знакомстве с Маликом. Для начала я ответил вкратце: "Если в двух словах - прибыл на вызов как следователь, оказался востребован как врач, задержался на вызове как любовник"
(и более подробно).
Прозвучало колоритно, но с тех пор мне не даёт покоя желание объяснить, что именно представляли из себя те, кто познакомился столь залихватски романтично, - тогда станет ясней, почему всё получилось именно так. Меня, положим, вы знаете из личного общения, а также
кое-что я рассказывал о своём происхождении и "раннем детстве". О Малике, конечно, тоже
выкладывал пост, да и Герман о нём рассказывал
немало.
Опасаюсь, однако, что цельный образ не складывается: в прошлом - мрачная стихийная сила, безжалостный Ледяной Бог, в настоящем - помесь Серого Волка с Дедом Морозом потешный персонаж, "злодей на пенсии". Каков подлинный Малик, чтобы по ту и по эту сторону метаморфозы оставаться самим собой? Или, если и правда он коренным образом изменился - что за превращение, в таком случае, должно было совершиться на наших глазах?
Я, к сожалению, не мастер изящной словесности, как мои друзья, и не умею живо и выпукло изобразить характеры и сюжеты - но попробую с необходимыми пояснениями, опираясь на документы, представить вам реальную историю открытия Малика.
Часть первая
Океан идёт на сушу
Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно.
Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино.
Там, под океаном, мы трезвы или пьяны -
Не видно всё равно!
Песенка о Морском Дьяволе из к/ф "Человек-амфибия"
Вступление
Апрель 08 года по Черте Мира. Начинаем знакомство с "глобским бомондом" …
Стоп! так ничего не получится, сперва придётся сказать несколько слов о глобах и их сообществе.
С позволения читателей, напомню кое-какие сведения об Обитателях Глубин (они же ОГ и глобы). Это ярко выраженные эис (энерго-информационные системы), то есть все их взаимоотношения с окружающим (в зрелом возрасте) протекают исключительно посредством полей, энергий и управляемых на расстоянии существ и предметов. Можно сказать, что глоб на 90 % состоит из воды из силовых полей.
Однако, в начале своей жизни почти каждый из них проходит стадию ваганта - гигантской медузы, в таком виде много плавает, непосредственно наблюдает мир вокруг, морскую живность и рыбацкие суда, иной раз даже попадает в горшок более чем близко знакомится с ловцами и прочим населением берега. Только эти детские впечатления и не позволяют взрослому ОГ сделаться законченным солипсистом.
Потом вагант оседает в избранном месте на дно, начинает обрастать твёрдой оболочкой и прибавлять в размерах и уме (но есть увы исключения). Со временем тело глоба достигает нескольких километров в длину и ширину и десятков метров в высоту. Форма отдельных отсеков, из которых состоит тело Обитателя Глубин, и вся композиция в целом - уникальны для каждого существа, как для людей отпечатки пальцев или форма ушной раковины. Кроме того, этот подводный "город" заселяет специфическая флора и фауна, продукт многовековой селекции - обязательное для Обитателя Глубин хозяйство, "сад" и "домашние животные", без которых хозяин в буквальном смысле как без рук. Глобы через органы зрения своих животных созерцают друг друга в виде изысканных дворцово-парковых ансамблей - и параллельно, как уже говорилось,
состоят в виртуальном общении. Лично я при контактах с бомондом пользовался преимущественно несенсорными каналами - но полученные данные мне удобнее по ходу рассказа разворачивать в формах и образах, привычных для самтельного читателя: "увидел / услышал / ощутил / получил затрещину".
Любой из ОГ - андрогин: в нём в полной мере присутствуют на всех уровнях и "женский", и "мужской" потенциал. Пожелав завести ребёнка, можно стать и матерью, и отцом, и принять участие
более сложным образом. Теоретически глоб при общении с людьми свободен демонстрировать любой гендер, но практически большинство предпочитает выступать в мужском, меньшая часть устойчиво манифестирует для собеседника своё женское начало, а некоторые принципиально устраивают постоянные переодевания изображают травести. Со способом детопроизводства обозначение себя как мужчины или женщины никак не коррелирует. Малик, например, стабильно рисует себя в мужском виде, притом что уже восемь раз был мамой произвёл непосредственно собственной плотью восемь детей (из которых четверо "как бы девочки", в том числе весьма воинственный глоб Девора). В повествовании я для удобства называю "отцом" того ОГ, о котором говорю в мужском роде чтобы не писать "Фрида любил своего матеря Малика", а при необходимости уточняю "первый родитель" (родитель по плоти) или "второй родитель".
Теперь о "бомонде", как именуют глобы своё сообщество. Несколько тысячелетий, до сего дня, оно было практически изолировано от цивилизации суши - так что человеческая ойкумена сделалась для Обитателей Глубин темой своеобразного коллективного фэнтези. ОГ разными способами наблюдали драматические сцены, отслеживали яркие судьбы, ловили шквалы страстей, упивались музыкой и песнями жителей земли - и не были уверены, не наглючили ли они это сами не есть ли всё это продукт их собственного подсознательного творчества.
Но и бомонд превратился в легенду для людей: их фантазия причудливо интерпретировала исторические воспоминания и отдельные встречи, так что подводный мир оказался населён морскими богами и богинями, могущественными и непостоянными, то щедрыми, то коварными, связанными между собой склоками и промискуитетом непостижимыми для смертного отношениями.
При всём том между культурами океана и суши образовалась целая свалка сокровищница общезначимых имён, символов, архетипических комплексов. Можно сказать - подобно тому как ролевики Земли-здешней отыгрывают любимых персонажей не только на полигонке, но и при каждой возможности в реале - глобы повально играют в архетипы и эгрегоры человеческих богов, ангелов, демонов и т.п.., сообразно личным склонностям и роду деятельности. Они дорожат "звучащими", то есть вербальными именами, почерпнутыми из земного фольклора, под этими никами обозначениями вступают в общение не только с сушей, но и друг с другом, виртуально изображают себя в соответствующих аватарках обликах для собственного удовольствия, для близких и в ментальном общении с гостями.
А вот теперь - вперёд. Итак…
1. Сплетни и легенды
Итак, апрель 08 года по Черте Мира. Начинаем знакомство с глобским бомондом. Мои друзья на берегу встречают его продвинутых представителей, рискнувших выглянуть из глубины, создавая для них высокотехнологичные человекоподобные тела. А я погружаюсь - но не в океан в буквальном смысле слова, а в суперсистему ментального общения глобов между собой - можно сказать, совершаю выход в свет как денди лондонский одет.
И вот, представьте, один из первых же наших друзей и союзников, Обитатель Глубин Сабат, рассказывает нам о своём так примерно "дядюшке", пожалуй, самой мрачной и загадочной фигуре бомонда. Этакий чёрный властитель дум молодёжи: вокруг него вечно какие-то тёмные дела, интриги, несчастные случаи и прочие происшествия; в его гостиную заглядывают юнцы, падкие на громкий цинизм и страшилки.
Сам Сабат уже не юн и способен трезво оценить все эти прелести. Он догадывается, что манера дядюшки-злыдня увиливать от участия во всяких общественно-полезных акциях бомонда объясняется не принципиальной антисоциальностью, не стремлением набить себе цену и даже не ленью. Причина в нежелании "засветиться": во время таких мероприятий участники делаются в большой степенью ментально "прозрачны" друг для друга, а этому господину, видно, есть что скрывать от общества - тут нечто посерьёзнее, чем просто ЧСВ социальный негатив. Что у него могут быть за секреты?
Одну из тайн дядюшки, о которой тот сам проболтался в узком кругу, Сабат раскрывает нам. Этот, с позволения сказать, учёный злыдень подвергал вивисекции вабитру и в итоге заморозил её насмерть, после чего засс занервничал и для сокрытия убийства скормил её тело своим домашним животным. Выплыви эта история наружу, бомонд был бы шокирован. Убить ваби - это как по земным меркам убить священное животное, вдобавок занесённое в "Красную книгу", которое ещё и по убеждениям хиппи-пацифист (
вот такая няшечка). Однако, близкой родне Злыдень не постеснялся похвастаться этим научным подвигом - зная, что не растрезвонят.
Анализируем рассказы о погибших полярных экспедициях, воспоминания зимовщиков о голосе ледяного безмолвия, свидетельства о гибельных фобиях высоких широт - возникает подозрение, не его ли это рук дела? То ли эксперименты, то ли он так охраняет свои владения? Если эти убийственные фокусы будут доказаны и подтверждены расследованием специалистов, бомонд отшатнётся от него, выдаст в руки сухопутам.
Сабат даже допускает - от дядюшки могли проистекать не только беды для жителей земли, но и злодеяния в отношении других глобов. И не факт, что все эти преступления остались в прошлом. Между тем, подозрительный субъект хоть и живёт "на отшибе", но может отслеживать новые веяния - навряд ли ему придётся по вкусу идея взаимной открытости моря и тверди, ибо тогда многое тайное станет явным. Как бы старый злодей не начал вставлять палки в колёса процессу сближения цивилизаций - а методы у дяди могут быть любые, от ментальных до кровавых.
Тем временем, "вращаясь в водяном обществе", я обнаруживаю, что меня сопровождает ядовитая, но занятная сплетня. Якобы я - никто иной, как Обитатель Глубин Белая Ларва: всем-де известно, что этот тип вот уже несколько тысяч лет как сбежал на сушу из-за своего уродливого вида - а теперь он, усохнув мозгами до предела и совсем сбрендив, явился обратно и таскается по гостиным, рассказывает о себе сказки, надеясь влюбить в себя кого-нибудь. Это ему нужно, чтобы от него завели ребёнка - а дальше он обманом переселится в тело этого новорожденного и начнёт жизнь заново.
Надо отметить, я и правда в некотором роде потомок Белларвы. Он действительно сильно отличался от сородичей и ушёл в Пантеон, в международное полиэтническое сообщество учёных. Даже насчёт "усыхания" неизвестный злопыхатель не соврал, Ларва сильно изменил строение своего тела, чтобы обитать в непривычной среде. Так что вся карикатура свидетельствует о некоторой информированности сплетника - но кто же он такой? Ясно, что изюминка затеи - в выводе: "держитесь подальше, почтенные глобы, а то не успеете оглянуться, как попадёте под обаяние этого урода и волей-неволей станете его новым родителем!" Что это, как не интрига с целью скомпрометировать посланца суши в моём лице и приостановить сближение цивилизаций?
Ох, скажу я вам, правы древние: "поведай мне, чего ты ожидаешь от своих врагов, чтобы я знал, чего ожидать от тебя!"(с)
2. "Снежных туч ты сын, полярный ворон…"(с)
Один из внуков нашего Злыдня, большой любитель приключений, так и рвётся на сушу. Мы решаем его позвать в гости, предложить тело для обитания на земле - естественно, парень не может упустить такого шанса. И вот уже перед нами экс-вагант Белый Ворон (хотел было назваться Хам, но мы его уговорили, что Ворон - круче).
Он держит пальцы веером изо всех сил выставляется, но в сущности он простодушный ребёнок. Ему страшно нравится рассказывать нам о мире, о котором мы, взрослые и загадочные жители берега, ничегошеньки не знаем.
Болтает о сестрёнке Семирамиде, аккуратистке и паиньке, у которой на дне образцовое хозяйство; отцовская родня (то есть по другой линии, не злыдневой) ему постоянно тычет в нос ставит в пример Семи - но всё равно Ворон с сестрой дружат и нормально общаются. Треплется о своём ручном скалозубе-охраннике - такой здоровенный морской зверь, зубищи как скалы: про него пословица есть "как ни медленно плавает скалозуб, а никто от него не убежит" - угадайте почему? потому, что он выбрасывает тормозящее облако. Родные приставили зверя к парню, когда он был ещё вагантом, чтобы он не гонял на байке не плавал слишком шустро, не рисковал жизнью; Ворон не раз пытался передарить скалозуба Семи, но тот скотина не слушается! Вспоминает о морских пёстрых "сфинксах", которые были любимцами Семи (девчонки вообще любят сфинксов, они ласковые и быстро приручаются), но увязались за дикими сородичами и погибли - она до сих пор плачет, когда говорит о них; ей давно уже подарили новых, а она всё горюет о тех. Взахлёб рассказывает о своих любимых "героях", Хаме и Морском Вороне - людях-легендах, мореплавателях, приключения которых он смотрит через "морской фонарик" (такая штука, которую мастера из глобов специально делают для наблюдения за земной жизнью и подбрасывают на корабль или на берег, а на суше фонарики страшно ценятся как артефакты). Ворон верит в реальное существование "героев"- а сестрёнка не верит, не смотрит боевики пичалька(((
Рассказывает и о деде - да-а уж, не у каждого есть такой крутой дед:
"Злыдень не ругает Ворона за нелюбовь к ведению хозяйства. Злыдень уверяет, что Семирамиде её хозяйство дороже Ворона. А Ворону-де его собственные интересы дороже сестры; но и Злыдню Ворон важнее сестры - так что Ворон и Злыдень единомышленники, по крайней мере в этом вопросе.
Вообще у Злыдня свои, отличные от бомонда понятия, что важнее чего. Он утверждает, что хорошо устроился в жизни, но больше всего не рад, когда кто-то, послушав его совет, вдруг преуспеет.
В бомонде бытует тема для салонных бесед: что все они, глобы - лишь портреты, созданные Белой Звездой или каким-либо иным единым предком. Дед одобрительно отзывается, хоть и не относится всерьёз.
Дед вообще всячески поддерживает солипсистские идеи - применительно к жизни на земле особенно. Но ничего не утверждает твёрдо, чтобы дальнейшие факты не выставили его дураком.
Как-то спросили его мнения о "морских фонариках": а говорят, мол, что всё это - иллюзион, нарочно устроенный кем-то? Дед ответил: я бы облобызал автора этой задумки - здорово придумано!
Ворон неоднократно слышал разговоры деда и его прихлебателей (как-то слышит, но не обращает внимания на всё это, толком не понимает, как это получается)… Обитателей суши они называют меж собой "мураши". Помнит разговор о том, что не стоит-де раскрывать перед бомондом реальный потенциал обитателей суши! Но не потому, что любая значительная сила сама по себе вызывает желание присоединиться к ней - а затем чтобы глобы не догадались, что если мураши так сильны и при этом до сих пор не напали, чтобы посчитаться за гибель империи Тир - значит, стóит с ними дружить!
Дед интересуется наукой, видимо, настроен учить Ворона. Когда-нибудь потом.
Дед однажды заморозил Землю - но так быстро и незаметно, что никто не обратил внимания. Дед говорит, что другой раз сделает это - уже не незаметно! Но землетрясение на половине суши не он сделал, а кто-то из его приятелей.
Дед легко завладевает волей Ворона, может внушить разные чувства (например, лень и нежелание учиться здесь, на суше, земным наукам).
За то, что Ворон слишком распускает язык, общаясь с нами, Злыдень пообещал отправить его обратно на дно."
Нам смешно. На самом деле и сам Ворон подозревает, что эту угрозу деду не так-то легко исполнить: Злыдень может смотреть через Ворона, разговаривать с ним, но не может отнять у мальчишки тело, которое дали мы. Однако, парню временами явно делается не по себе: он то впадает в апатию, то замирает, глядя в пустоту, то неожиданно мрачнеет. Мы подозреваем, что это дед его достаёт - а ябедничать нам на деда экс-вагант не хочет.
Мы, чего скрывать, и сами его достаём немало - не морализированием, так подначками. Далеко не сразу наш тинэйджер осваивает навыки вербального контакта и вообще манеру общения, принятую у нас. На определённом этапе он научается говорить "Сменим тему!", но гонор и азарт спора мешает ему уклоняться от ударов.
Например, идёт спор о том, плохо ли получать удовольствие, наблюдая со стороны за испытаниями и борьбой того, кому в данный момент больно и тяжело. Почему нет? - удивляется Ворон (как многие глобы, любитель азартно отслеживать приключения героев суши) - ведь приятно же быть в центре внимания, чтобы все о тебе говорили!
Наша компания бомбардирует беднягу предложениями: а давай тебя отправим обратно в море и будем любоваться, как ты там скучаешь! а если с Семи случится беда и весь любопытствующий бомонд засыплет тебя вопросами, как да что - ты будешь рад и за себя, и за неё? а если бы Молния (это
ребёнок Ката, белый мохнатый синеглазый паук ростом с кошку), с которым ты играл и так хотел его поймать, поймался бы оттого, что упал и переломал себе лапы…
Молния, услышав речь о себе, прыгает с размаха в бассейн, где мы это обсуждаем. Ворон дико пугается, видя паука на поверхности воды, вскрикивает: "Живи!!!" - я всем телом ощущаю мощный импульс ментального императива - как будто вода вскипает холодными пузырьками. Силой юноша пошёл в деда, не иначе. Ворон, всхлипывая от волнения, начинает перебирать лапы Молнии - не упал? не переломал? Нам всем неловко, мы шутками и вознёй стараемся рассеять чувство вины перед юным глобом.
Тем временем я параллельно общаюсь с Семирамидой и очаровательной "цветочной" роднёй брата и сестры по отцовской линии. Оказываю всяческие услуги как разведчик - оживляю погибших любимцев, нахожу потерянные реликвии, помогаю организовать встречи и лечебные мероприятия… А сам чувствую, как вокруг меня сгущается облако внимания, не только обобщённо-дружественное (мир-дружба-мальборо эманация прогрессивной части бомонда), но и некое иное, очень личное и не очень приветливое...
3. История "Карнута"
Во время одной из прогулок по кручам Вермонта мы долго уламываем Ворона искупаться вместе с нами в ледяной горной речке. Сперва он, потрогав воду, заявляет, что не полезет ни за что, зачем ему такоэ! - но потом увлекается общим весельем и после первого шокового впечатления резво барахтается в каменной чаше.
Однако, выбравшись на берег и сидя закутанным в махровое полотенце, он опять резко погружается в мрачную задумчивость. Глоб Стивен, сын по плоти нынешней королевы Координатора бомонда, возмущается и заявляет, что немедленно же пожалуется матери на происки Злыдня - хватит уже ему тиранить внука! На парне прям лица нет! Если на то пошло, Злыдень своими наездами препятствует установлению дружественных отношений океана и суши - это основание даже для официального протеста!
Вижу мысленным взором, как негодующий Стин взывает к королеве-матери, и скорая на руку Вика уже требует к себе Ледяного Бога, чтобы сделать строгое предупреждение. Не то и в самом деле тинэйджер адолеск захиреет от ментального давления деда - очередная странная смерть среди потомков Злыдня: из восьми детей у него осталось в живых лишь пятеро, да и среди внуков статистика удручающая… И если Ворон по крайней мере отчасти под защитой суши, то его сестричка на дне рискует в любой момент оказаться объектом шантажа!
…Но Ворон, очнувшись, не на дедов наезд жалуется, а начинает сумрачно выяснять: наверное, это очень больно и неприятно - вот так плавать в ледяной воде и в конце концов замёрзнуть?
Было, дед описывал любопытный парадокс, ссылаясь на наглядный пример: мол, помнишь тех людей? - если бы они смогли из воды выбраться на сушу, даже на тот маленький утёс поблизости, они бы не замёрзли насмерть, - а между тем полярный воздух холоднее воды! Почему так? Весь фокус, пояснил дед, не в абсолютной температуре, а в теплопотере нагретого тела в холодной среде: у воды больше теплопроводность, она сильнее забирает энергию.
Мы с дедом потопили корабль, скупо сообщает Ворон.
Через некоторое время экс-вагант, постоянно озабоченный, как бы родные его не заставили вернуться на дно, выдаёт оригинальную идею (не иначе, плод общения с "ментал-опером" Молнией): а давайте вы меня арестуете! тогда хочешь-не хочешь придётся мне здесь задержаться на неопределённое время! Какое бы совершить преступление?
Так вот же, напоминаем мы хором, потопление корабля! - ты уже совершил его, остаётся только дать показания!
Адолеск выдаёт на одном дыхании всю историю. В сухом остатке это выглядит так.
"Однажды дед позвал Ворона, запросил его координаты и послал его к кораблю. Ворон должен был всяко вертеться, заманивая корабль за собой в высокие широты к югу.
В подходящем месте дед навёл туман и обломил лёд для айсберга. Велел Ворону отвлекать их - и айсберг пропорол корму судна. Они кричали "сейчас взорвётся машина!" - и прыгали в воду. Дед сделал в тумане иллюзорные берега - они туда плыли и тонули: мелко, но холодная вода.
Корабль так и не взорвался, все потонули, Ворону дед велел уплывать. Ворон был очень возбуждён приключением, говорил - давай ещё искать корабли! Дед сказал: довольно с тебя."
Удаётся навести справки, и вот что выясняется. Гибель корабля - 2 апреля 718 кш (то есть более семиста лет назад). За Вороном, преследуя его, плыли около месяца. Было 31 человек, погибли все. Корабль небольшой, но с хорошим оснащением, научное судно Восточного государства. На борту находились оконечники Злыдня, так что он имел возможность следить за происходящим и отчасти оказывать ментальное воздействие на экипаж. Капитан корабля - барон Гриун. Название - "Карнут", что означает "полярный ворон".
Вот так тёзки встретились, стало быть(
Зря, значит, говорит пословица "ворон ворону глаз не выклюет".
…Мне теперь морской по нраву дьявол,
Его хочу любить.
С якоря сниматься, по местам стоять!
Эй, на румбе, румбе, румбе, так держать!
Дьяволу морскому возьмём бочонок рому -
Ему не устоять!
Песенка о Морском Дьяволе из к/ф "Человек-амфибия"
Продолжение следует.