По результатам моего la route du Germany

Jul 07, 2008 12:31

Отвозила сапоги сапожнику, то есть нашу арфочку S18 - мировой знаменитости арфового дела Райнеру Турау. "Thurau Harfenmanufaktur" ныне в Германии наш дилер и сервис-центр.
Мэтр инструмент похвалил. Сказал, что по сравнению с Луначарскими это просто небо и земля. Дескать, и отрегулировать грамотно возможно, и вообще, тех жутких проблем, что он наблюдал у питерских арф, равно в конструкции и механизме, в "Селене" нашей он не обнаружил. Хотя они с его ассистентом Мартином добросовестно облазили ее вдоль и поперек, открутили что могли и прикрутили обратно. Вердикт мэтра выглядел как "Катрина, за эти деньги я был готов пожать плечами и выбросить инструмент на помойку, а тут мне привозят вполне приличную арфу! Очень хорошо, я буду с вами работать и кое-где помогу из соображений здорового перфекционизма". Похвала и добровольное желание помочь от человека, который делает лучшие в мире педальные (и не только) арфы, дорогого стоит.
Теперь у нас два официальных европейских дилера и еще несколько - на подходе.
Наша арфа сейчас стоит в чудном городе Висбадене, в офисе герра Турау, и ждет своего нового счастливого обладателя.
____


Турау гениален. В Европе петь ему дифирамбы - все равно, что, например, лишний раз рекламировать "Феррари". У нас он мало известен, к несчастью, гораздо хуже, чем лежащий в том же+превышающем ценовом диапазоне "Horngacher".
За время нашего знакомства в приезды в Висбаден я поиграла на практически всех его моделях аутентичных арф, кельтской "Fianna" (ажно в двух экземплярах) и классических "Art Noveau" и "Javelot du Gabriel". До нашего знакомства я 5(!!) лет регулярно натыкалась и медитировала на его сайт, пытаясь себя убедить, что инструменты там "слишком дорогие и наверняка больше денег платится за бренд, нежели за инструмент как таковой...". Ага, как же. Сомнения резко разбежались, когда я поиграла на трипле Арианны Саваль в кирхе после московского концерта Hesperion XXI в прошлом году. А когда в декабре я впервые опробовала его арфы уже в его мастерской в Висбадене, я поняла, что герр Турау порядком за свои инструменты дешевит.
Итак, по порядку:

1) кельтские. "Fianna" стоит до 6000 евро в зависимости от вводных, но за эти деньги вы получаете ювелирную работу, расширенную деку, совершенно невероятный по красоте звук (Марк Норрис, при всем моем к нему уважении, конкуренции не выдерживает), натяжение струн на ваш вкус, легкий компактный при полном диапазоне инструмент с отличным дизайном, пятилетнюю гарантию и трепетнейшее отношение к вашему заказу. То бишь инструмент профессиональный во всех смыслах. Рекомендую.

2) классические педальные. Дорогие. Средняя стоимость 60 000 евро. Как например люкс-линейка Lyon&Healy или Salvi, средняя арфа Horngacher. Про Camac мы молчим и не упоминаем, Venus и Aoyama тоже пускай спят спокойно, хотя у последних этот ценовой диапазон оприходован. За эти деньги вы получаете прекрасный дизайн (Javelot du Gabriel на сей день в моих лично глазах относится к шедевру арфового дизайна), механизм, работающий абсолютно бесшумно, абсолютно удобно и, если вам необходимо, то с учетом вашей личной анатомии. Механизм мягкий и нежный, с ним справится семилетний ребенок. Сама конструкция арфы предельно анатомична для женщин, в то время, как Камаки просто неудобные, у Хорнгахера (при всем его великолепии) немножко крупноват резонатор, Венусы массивны и лучше подходят для крупных мужчин... А еще за эти деньги у вас будет фирменный звук, присущий только этим арфам. У Турау великолепное чувство звука и шикарный музыкальный слух. Его арфы не орут и не ревут басами (что ценится теми, кто не знает кое-каких тонкостей музыкальной акустики и распределения звука в пространстве), звучат очень сочно, и когда мне было предложено прогуляться по помещениям мастерской (небольшим комнатам "паровозиком", совмещенным в форме буквы Г), спешу заметить, что мелодия с активной партией на басах не превращалась в манную кашу из нижних обертонов и стреляющих верхних гармоник. Инструмент не должен орать - он должен звучать. Именно совокупностью ряда параметров. Если ряд выдержан, то инструмент, хоть он шепотом шепчи, будет слышен в самых дальних углах зала. В качестве личного резюме: я могу еще долго хвалить его педальные арфы (а говорят, мастера никогда не скажут хорошо друг о друге, хехехе), но тот же Javelot - единственная педальная арфа, которую я бы себе не сомневаясь купила, будь у меня эти деньги, и была бы с ней счастлива.

3) аутентика. То бишь широкий диапазон от romanesque до triple, веков так в 5 общим зачетом. А вот тут-то герр Турау совсем во всей красе. Звук его арф, как я уже говорила, перепутать с чьими-то еще невозможно. Он добивается на триплах холодного, но в то же время нежного и очень сладкого звука, совершенно невероятного по красоте своей. Что важно - как и во всех других его инструментах, у его триплов очень ровный акустический ряд. Гармоники не вяжутся в кашку, все ровно и идеально. На трипле, в силу специфики конструкции, количества струн и ряда прочих сугубо специфичных моментов, создать идеальный звукоряд предельно трудно. Я видела достаточное количество триплов различных мастеров, и, даже будучи идеально настроенными, при игре на многих звучит непонятная, но ощутимая фальшь. Мне эта фальшь как раз понятна - ее происхождение и характер, - но непонятно было, как ее избегать в контексте трипла. Поиграла. Поняла. Восхитилась. Так же за счет этой правильности уходит основной недостаток трипла - негромкий звук. Он, может быть, и не сильно громкий, но по проникаемости и распределению даст фору многим классическим.
Готические его арфы великолепны нет слов как. Знаете, удивительно, как инструмент весом в 3 кг и ростом в метр может накрывать все окружающее пространство? А они могут. Очень даже отлично могут. Провели эксперемент - вынесли его маленькую доппию Galilei (16 век, первичная модификация готической арфы в доппиа) во двор мастерской. Тест открытого пространства очень хорош для полного понимания специфики звука инструмента - кстати, именно арфы, которые орут и делают бум-бум басами, на открытом пространстве не слышны (простая физика). Райнер устроился с ней на капоте машины и заиграл что-то лиричное в среднем темпе, а я отправилась гулять по периметру, прощелкивая периодически языком акустику двора. Вышла за ворота, прошла до другой стороны улицы. Погуляла вдоль фасада. Поймала себе на том, что считаю в уме, а хватит ли у меня денег ее купить? 8)). Тоже показатель, да? Вдобавок, опять же, отличная работа по дереву, внешний вид выше всяких похвал.

Живет все это великолепие тут: http://www.thurau-harps.com/

На сладкое, кто еще не видел, фото самого Райнера Турау с арфой Cellini его же собственного производства.






Как-то так. Сумбурно несколько, но детальный анализ занял бы пару суток стучания по клавишам. 8)
Когда сделаю свой сайт, буду там раскладывать продукцию разных арфовых мастеров и фабрик по полочкам физики и лирики. 8). Желающие помочь мне в деле создания сайта (я в этом чайник) категорически приветствуются.

инструментальный ликбез, арфа, необыкновенные приключения Шенны, люди в превосходной степени, фабрика

Previous post Next post
Up