Человек оказался для нас центром миропорядка. Он как дух достигает высшей формы бытия и создает в мышлении самый совершенный мировой процесс. Вещи действительны только сообразно тому, как он освещает их. Это такое воззрение, согласно которому человек опору, цель и сущность своего бытия имеет в себе самом. Оно делает человека самодовлеющим существом. Он должен найти в себе самом опору для всего, что в нем есть. Значит, и для своего блаженства Последним он может быть обязан только самому себе. Всякая власть, которая доставляла бы ему счастье извне, тем самым обрекала бы его на несвободу. Ничто не в силах дать человеку удовлетворение, чему он сначала сам не придал такой способности. Если что-либо доставляет нам радость, то мы должны сначала сами предоставить ему ту власть, благодаря которой оно может доставлять нам ее. Радость и недовольство существуют для человека в высшем смысле, лишь поскольку он ощущает их таковыми. Этим разрушается всякий оптимизм и пессимизм. Первый принимает, что все в мире хорошо, так что он приводит человека к высшему довольству. Но чтобы это было так, для этого необходимо самому человеку найти в предметах нечто такое, чего он желает, т.е. он может стать счастливым не через мир, а только через самого себя.
Пессимизм, напротив, приписывает миру такое устройство, что человек вечно остается неудовлетворенным и никогда не может достигнуть счастья. Только что приведенное возражение, конечно, относится и сюда. Внешний мир сам по себе не хорош и не плох, он становится таким только благодаря человеку. Человек должен был бы сам сделать себя несчастным, чтобы пессимизм был обоснован. Он должен был бы желать своего несчастия. Но ведь на удовлетворении его желания и основано как раз его счастье. Поэтому пессимизм, рассуждая последовательно, должен был бы допустить, что человек в несчастии видит свое счастье. Но тогда его воззрение опять-таки распалось бы. Одно это рассуждение уже достаточно обнаруживает ошибочность пессимизма.
"Очерк теории познания Гетевского мировоззрения, составленный принимая во внимание Шиллера"
Австрийский философ Рудольфа Штайнера.
Раньше я покупал книги и прямо в них ручкой или карандашом подчеркивал для себя цитаты. Но теперь, благодаря тому, что я освоил ЖЖ и познакомился со всеми вами, я решил выписывать запомнившееся сюда.
Итак, сегодня это "Очерк теории познания Гетевского мировоззрения, составленный принимая во внимание Шиллера" за авторством австрийского философа Рудольфа Штайнера. В предисловии к первому изданию Штайнер говорит, что взялся за Гёта во многом из-за частоты упоминания его в философии. Для немцев Гёте, как для Россиян Пушкин - наше всё.
Мысль мне показалось отличной иллюстрацией к нашим Путешествиям. Эмоции не руководят нами. Мы руководим эмоциями, и мы желаем быть счастливыми, либо находим счастье в неудовлетворенности и апатии.