- Меня все больше пугают изменения, - признался я Учителю Мо, когда мы гуляли по весеннему, зябкому лесу. - Я верю искренне, что все мои желания сбудутся. Но вдруг я испугаюсь в тот самый момент, когда они начнут осуществляться? Растеряюсь, и у меня все начнет падать из рук.
Это чувство мне напомнило детские ощущения от игры на стройке. Когда я был мальчишкой, рядом с моим домом строилась небольшая пятиэтажка. И мы с друзьями любили забираться на панели, сложенные друг на друга, и перепрыгивать зазоры между ними. Никто, слава богу, тогда не упал и ничего себе не повредил. Это была опасная игра, как я сейчас понимаю, но ты чувствовал себя таким смелым и ловким. И неизменно, во время прыжков, меня охватывало это чувство страха, когда расстояние от одной до другой стопки было достаточно большим, чтобы нельзя было перешагнуть. Необходимо было разбежаться и прыгнуть. И делать это быстро, пока кто-нибудь не поймал тебя, не застрелил вплотную из игрушечного пистолета, не взял в плен своей команде. Дух захватывало, когда желание победить спорило со страхом упасть. Хотя я никогда не падал и не знал, что такое боль от ушиба, большего, чем способного разодрать коленки, страх каждый раз подходил вплотную, и дух перехватывало.
- Хотя я и осознаю, что это только моё воображение, - покачал головой я. - Оно рисует мне картины падения. Картины того, что я сам буду виноват в какой-то момент в том, что не дал моим мечтам осуществиться.
Учитель Мо повернулся ко мне, словно отвлекаясь от собственных детских воспоминаний. Его глаза выражали не только предельную сосредоточенность, но и покой, будто ему вовсе не нужно было концентрировать какие-либо силы, чтобы понимать весь мой ворох постоянно сыплющихся вопросов. Это было для него чем-то естественным.
- Это твои эмоции, а не воображение, - рассудительно заметил он. - Твоим телом управляет мозг. Мозгом управляет сознание. А сознанием - эмоции. Вот чем необходимо научиться управлять.
- Мне кажется, я уже умею это.
- Тебе кажется или ты умеешь? - хитро улыбнулся Мо.
- Я не уверен.
- Большинство людей знают лишь два способа управления эмоциями. И я уверен, что именно их ты используешь, выдавая за концентрацию. - Учитель Мо остановился, чтобы я лучше слышал его. - Первый способ - это подавление. Подобная искусственная сдержанность приводит к срывам и болезням. Не слишком ли велика цена лишь за внешнюю сторону?
Я нерешительно пожал плечами, на что Мо добродушно и открыто улыбнулся мне.
- Не нужно стараться выглядеть безучастным. Не нужно быть безучастным.
- Я не стараюсь. - Возразил я. - Я открытый человек. Я делюсь своими переживаниями с близкими. Выслушиваю их проблемы.
- А это уже второй способ, - Мо повернул голову немного набок, задорно констатируя, что подловил меня. - Использовать близких в качестве отдушины для своих эмоций. Перекладывать на них этот груз. Недоумевать, когда они его стараются сбросить, и навешивать на них еще больше. Возникает ложно ощущение избавления. Но корень все равно остается в тебе. Плюс к этому прибавляются неограниченные возможности для вселенной - вернуть тебе все то, что ты выплеснул на своих близких.
- И как же?
- Отпускать. - Произнес Учитель Мо на выдохе. Так, наверное, отпускают любимых птиц в райском саду.