Всего за две майские недели театр "Своё время" дал зрителю возможность полностью переосмыслить известный сюжет, прийти от "почему", относящихся к событиям и героям, к совершенно другим вопросам...
Почему Камю работал над пьесой почти 20 лет?
Почему он вообще увлекся римской историей, и именно в этот период?
Почему режиссер выбрал "Калигулу" для постановки, да еще представил нам три состава сразу?
Что они оба хотели сказать нам?
Вопросы не праздные, и для меня они в чём-то личные. Работая с Микаэлем, я сама удивляюсь, как нам удается сотворить на сцене казавшееся невозможным. В закулисных разговорах я отмечаю тему власти, неизбежно сопровождающую отношения "актёр-режиссёр". Особенно мне запомнилась формулировка "трёх В: вгруз-водка-выволочка", шуточная, но в какой-то мере правдивая. Мне достаточно первого компонента, но что если человека для получения результата нужно немного встряхнуть?
...Двадцатый век в разгаре. Европу "трясёт" уже несколько десятилетий, и ясно, что дальше может быть только хуже. Оставаться в стороне невозможно, но что делать, если ты не приемлешь насилия, даже ответного?
Где-то это уже было. Мечты о "твёрдой руке", которая усмирит ненужное бурление общества. Какими методами? Это им, "наверху", виднее, а мы люди маленькие, нас проблемы власти не касаются.
Не касаются? А если ваш "удобный" император вдруг переменился и явно чего-то от вас хочет, но вы так и не поймёте, чего?
Только верные до конца, как Геликон, не сомневаются, но опять же - какой ценой? Не иметь своего мнения - вот способ выжить. На время.
Можно, конечно, попробовать устроить заговор.
Можно даже манипулировать тираном в свою пользу - и в этих манипуляциях Керея показывает себя морально ниже ползающих в грязи сенаторов и бесчеловечнее самого императора: пусть помучает народ, пока тот не разозлится и не встанет на свою защиту.
Ох, как жаль, что умники-заговорщики так и не увидели настоящий бунт, потерявший всякий смысл, который они хотели ему придать, и не способный пощадить ни друга, ни брата! Но для этих уроков истории время еще не пришло.
А пока - дворцовые интриги. Под видом "состязания поэтов" подана настоящая провокация...
(Фото Н.Полуэктова, обработка М.Машкилейсона)
Если вы согласны читать стихи по свистку, и подобно стаду баранов идёте туда, где вас обещали наказать, то какое отношение вы имеете к искусству? Вы заслужили и непотребные танцы "Венеры", и орден за регулярные посещения публичного дома... Только искренний, как и всегда, Сципион, не вписывается в эту обстановку лжи и мерзости, и поэтому уходит.
Получив на прощание от Калигулы свой кинжал.
Стыдно признаться, но только при третьем просмотре я поняла - зачем...
И тогда же пришло понимание, зачем нужно три разных Калигулы, три Кереи, три Цезонии... Геликона и Сципиона, правда, было по два. Но многообразие вариантов (актёр А в паре с актёром Б смотрится совсем не так, как с актёром В!) наводит на мысль: ничего не зависит от конкретного человека. Император может быть откровенно безумным, или искателем истины, или капризным ребёнком, но конец всегда один. Его возлюбленная пытается беспрекословно подчиняться, или заботиться по-матерински, или наслаждаться выданным ей кусочком власти, но и ее судьба очевидна. Все остальные также действуют в соответствии со своими характерами, и приходят к тому же: есть Власть, есть Раболепие, есть Бунт и Верность. И им суждено вечно быть в противостоянии.
...Когда ты находишься в зале, под действием этого извержения гейзера, или океанского шторма, или грозового ливня, ничего внятного тебе в голову не приходит. Но идеи потихоньку зарождаются, обретают форму, цвет и текстуру... Как знать, во что они перейдут позже? Особенно если ты сам хочешь однажды провести на сцене три часа, завершив их римским салютом...
За фото спасибо Алексею Волкову.