"Калигула" Альбера Камю и Микаэля Штерна.

Jun 06, 2019 12:08




Всего за две майские недели театр "Своё время" дал зрителю возможность полностью переосмыслить известный сюжет, прийти от "почему", относящихся к событиям и героям, к совершенно другим вопросам...
Почему Камю работал над пьесой почти 20 лет?
Почему он вообще увлекся римской историей, и именно в этот период?
Почему режиссер выбрал "Калигулу" для постановки, да еще представил нам три состава сразу?
Что они оба хотели сказать нам?

Вопросы не праздные, и для меня они в чём-то личные. Работая с Микаэлем, я сама удивляюсь, как нам удается сотворить на сцене казавшееся невозможным. В закулисных разговорах я отмечаю тему власти, неизбежно сопровождающую отношения "актёр-режиссёр". Особенно мне запомнилась формулировка "трёх В: вгруз-водка-выволочка", шуточная, но в какой-то мере правдивая. Мне достаточно первого компонента, но что если человека для получения результата нужно немного встряхнуть?

...Двадцатый век в разгаре. Европу "трясёт" уже несколько десятилетий, и ясно, что дальше может быть только хуже. Оставаться в стороне невозможно, но что делать, если ты не приемлешь насилия, даже ответного?
Где-то это уже было. Мечты о "твёрдой руке", которая усмирит ненужное бурление общества. Какими методами? Это им, "наверху", виднее, а мы люди маленькие, нас проблемы власти не касаются.
Не касаются? А если ваш "удобный" император вдруг переменился и явно чего-то от вас хочет, но вы так и не поймёте, чего?


Только верные до конца, как Геликон, не сомневаются, но опять же - какой ценой? Не иметь своего мнения - вот способ выжить. На время.

Можно, конечно, попробовать устроить заговор.


Можно даже манипулировать тираном в свою пользу - и в этих манипуляциях Керея показывает себя морально ниже ползающих в грязи сенаторов и бесчеловечнее самого императора: пусть помучает народ, пока тот не разозлится и не встанет на свою защиту.
Ох, как жаль, что умники-заговорщики так и не увидели настоящий бунт, потерявший всякий смысл, который они хотели ему придать, и не способный пощадить ни друга, ни брата! Но для этих уроков истории время еще не пришло.

А пока - дворцовые интриги. Под видом "состязания поэтов" подана настоящая провокация...


(Фото Н.Полуэктова, обработка М.Машкилейсона)

Если вы согласны читать стихи по свистку, и подобно стаду баранов идёте туда, где вас обещали наказать, то какое отношение вы имеете к искусству? Вы заслужили и непотребные танцы "Венеры", и орден за регулярные посещения публичного дома... Только искренний, как и всегда, Сципион, не вписывается в эту обстановку лжи и мерзости, и поэтому уходит.
Получив на прощание от Калигулы свой кинжал.
Стыдно признаться, но только при третьем просмотре я поняла - зачем...

И тогда же пришло понимание, зачем нужно три разных Калигулы, три Кереи, три Цезонии... Геликона и Сципиона, правда, было по два. Но многообразие вариантов (актёр А в паре с актёром Б смотрится совсем не так, как с актёром В!) наводит на мысль: ничего не зависит от конкретного человека. Император может быть откровенно безумным, или искателем истины, или капризным ребёнком, но конец всегда один. Его возлюбленная пытается беспрекословно подчиняться, или заботиться по-матерински, или наслаждаться выданным ей кусочком власти, но и ее судьба очевидна. Все остальные также действуют в соответствии со своими характерами, и приходят к тому же: есть Власть, есть Раболепие, есть Бунт и Верность. И им суждено вечно быть в противостоянии.



...Когда ты находишься в зале, под действием этого извержения гейзера, или океанского шторма, или грозового ливня, ничего внятного тебе в голову не приходит. Но идеи потихоньку зарождаются, обретают форму, цвет и текстуру... Как знать, во что они перейдут позже? Особенно если ты сам хочешь однажды провести на сцене три часа, завершив их римским салютом...

За фото спасибо Алексею Волкову.

на всю голову театр, приз зрительских симпатий, фотки, философия

Previous post Next post
Up