Важный текст Велвла Чернина

Nov 15, 2023 21:36

На фоне войны "прогрессивные" активно распространяют нарратив, согласно которому борьба арабов против нас в любых ее формах это "деколонизация". Мы типа "колонизаторы", которые отняли у них страну. В этой связи мне представляется необходимым напоминать всем и всюду, что всё наоборот: это наша страна и мы потомки ее коренного населения, которые борются против иноземных завоевателей, то есть арабов. "Прогрессивные" имеют склонность пренебрегать религиозными текстами типа ТАНАХа. Поэтому и самим нам будет не лишним освежить в памяти основные вехи нашей истории в сугубо светском ключе. История еврейского народа в Эрец-Исраэль длинная, основных вех много, но стоит попытаться.
В середине II тысячелетия до н.э. территория по оба берега реки Иордан была завоевана племенным союзом Израиль, выделившимся из массива аморейских племен. С тех пор эта территория известна как Эрец-Исраэль. Евреи частично вытеснили, а частично ассимилировали местное население, принадлежавшее к различным этническим группам. Племенной союз Израиль был объединен верой в единого Бога и его культовым центром, располагавшимся в Шило. Процесс завоевания был длительным. Долгое время по соседству с наделами еврейских племен сохранялись независимые языческие города-государства.
Войны с филистимлянами, выходцами из Эгейского бассейна, захватившими юг средиземноморского побережья Эрец-Исраэль, ускорили консолидацию еврейских племен. В середине XI в. до н.э. возникло Израильское царство. Вскоре его столицей стал город Иерусалим. В первой половине Х века до н.э., на которую пришелся период максимальной территориальной экспансии Израильского царства, в Иерусалиме, ставшим основным еврейским культовым центром, был построен Храм. Во второй половине Х в. до н.э. единое еврейское государство распалось на Израиль (Северное царство) и Иудею (Южное царство со столицей в Иерусалиме). В 721 году до н.э. Израильское царство было завоевано ассирийцами. Ассирийцы вторглись и в Иудейское царство, но Иудея устояла. После падения Ассирии во второй половине VII в. до н.э. иудейские цари сумели освободить часть земель уничтоженного Израильского царства. Однако в 586 г. до н.э. Иудейское царство было завоевано вавилонянами, Храм был разрушен, а значительная часть населения Иудеи была уведена в плен в Междуречье.
В середине VI в. до. н.э. Эрец-Исраэль перешла под контроль Персидского царства, завоевавшего Вавилонию. Под эгидой персов в Эрец-Исраэль существовали государственные образования, управлявшиеся местными еврейскими династиями - Самария и Аммон (Эрец-Тувия). В 558 г. до н.э. часть иудейских изгнанников вернулась из Междуречья, восстановила Иудею в виде зависимого от Персидского царства государственного образования, а затем отстроила Храм. Власть в Иудее была теократической. Первым лицом в ней фактически стал первосвященник. Конфликт между Иудеей и Самарией привел к обособлению самаритян и формированию особой этноконфессиональной группы евреев, отрицавшей святость Иерусалима и рассматривавшей в качестве святого места расположенную к югу от Шхема гору Гризим.
В 333 г. до н.э. Эрец-Исраэль была завоевана Александром Македонским. Правители Самарии оказали ему сопротивление, и автономия Самарии была ликвидирована. Иудея же сохранила свою автономию под властью Александра Македонского и его преемников - сперва египетской династии Птолемеев, а затем - сирийской династии Селевкидов. В 167 г. до н.э. селевкидский царь Антиох IV запретил еврейское богослужение в Иерусалиме и фактически ликвидировал автономию Иудеи. В результате вспыхнуло восстание, возглавленное семьей Хашмонеев. Эллинистической Сирии было нанесено поражение, и в 152 г. до н.э. независимость Иудеи была восстановлена. Ее возглавляли первосвященники из рода Хашмонеев, носившие одновременно греческий титул "этнарх". Хашмонеи вели активную завоевательную политику. При этом они обращали в иудаизм завоеванные ими родственные евреям семитские народы. С 103 г. до н.э. Правители Иудеи отказались от титула "этнарх" и стали называться царями. В 37 г. до н. э. в результате гражданской войны династия Хашмонеев была свергнута, и царем Иудеи при поддержке Рима стал Ирод. Поскольку он, в отличие от Хашмонеев, не принадлежал к роду первосвященника Аарона, ни он, ни его преемники не занимали должности первосвященников. Ирод продолжил завоевательную политику Хашмонеев (в частности, он включил в состав Иудейского царства нынешнюю Южную Сирию). Помимо этого, он осуществлял масштабные строительные проекты (в частности, полностью перестроил Храм).
Ирод умер в 4 г. до н.э. Ему наследовал его сын Архелай. При этом в составе Иудейского царства были образованы вассальные тетрархии, которыми правили другие наследники Ирода. В 6 г. н.э. Архелай был отстранен римлянами от власти. На большей части Иудейского царства было введено прямое римское правление. Лишь на севере Эрец-Исраэль, в тетрархиях сохранились еврейские правители. В 41 году Иудейское царство было восстановлено в полном объеме Агриппой, внуком Ирода и Мирьям из рода Хашмонеев, однако в 44 году иудейский царь внезапно умер, и большая часть страны вновь оказалась под прямым римским управлением. В 48 г. царем Иудеи был провозглашен сын Агриппы I, Агриппа II, однако напрямую он управлял лишь небольшим наделом на севере страны В 66 году н.э. вспыхнуло восстание против Рима. Римляне были изгнаны, однако в 70 г. они захватили и разрушили Иерусалим и Храм. Три иудейские крепости - Геродион, Мецада и Михвар держались до 73 г. В 92 г. умер царь Агриппа II, после чего Иудейское царство было окончательно ликвидировано.
В 115 - 117 гг. Киренаику, Египет, Кипр и Северную Месопотамию охватило мощное еврейское восстание, очаги которого были и в Эрец-Исраэль. В 132 г. в Эрец-Исраэль вспыхнуло восстание под руководством Шимона Бар-Кохбы. Независимость еврейского государства была восстановлена, однако уже в 135 году восстание было подавлено. Его подавление сопровождалось геноцидом еврейского населения Иудеи, после чего основной центр еврейской жизни переместился в Галилею.
Во второй половине II - первой половине IV в. религиозные и политические лидеры еврейского населения страны, носившие титул "наси", проводили политику сотрудничества с римскими завоевателями, однако в 351 г. в Галилее и в Лоде евреи снова восстали против римлян на фоне превращения христианства в государственную религию империи и усиления религиозных притеснений. В 362 г., в правление императора Юлиана была предпринята попытка восстановления Храма в Иерусалиме. В 425 г. римляне отстранили от власти последнего наси Гамлиэля VI. После этого духовными лидерами и политическими представителями евреев Эрец-Исраэль были главы располагавшейся в Тверии ешивы, носившие титул "гаонов Эрец-Исраэль". Их политические полномочия были значительно уже полномочий "наси".
В 484, 495, 529 и 556-572 гг. в Эрец-Исраэль происходили мощные восстания самаритян, в которых принимали участие и иудеи. Результатом их подавления стал геноцид самаритян. В 610 г. произошли восстания евреев в Антиохии, Тире и Акко, которые были жестоко подавлены В 613 г. на фоне войны между Византией и Сасанидским царством началось восстание евреев Галилеи во главе с Нехемией бен Хушиэлем. Восставшие захватили Акко, а затем, в 615 г. при поддержке персов - Иерусалим. До 617 г. Эрец-Исраэль управлялась евреями под эгидой Сосанидского царства. После этого персы отстранили от власти евреев и передали власть местным христианам. В 625 г. византийцы снова завоевали Эрец-Исраэль, что сопровождалось резней еврейского населения.
В 630 г. в Эрец-Исраэль вторглись арабы и к 644 г. завоевали ее. Мусульманское завоевание привело к некоторому улучшению положения еврейского населения, поскольку для мусульман как евреи, так и христиане были "народами книги", имеющими право на сохранение своей религии и личной свободы при условии признания власти мусульман и выплаты джизьи. После арабского завоевания ешива гаона Эрец-Исраэль смогла переехать из Тверии в Иерусалим. Но уже в первой половине VIII в. ситуация в Эрец-Исраэль резко ухудшилась из-за междоусобных войн бедуинских племен, сопровождавшихся разграблением и истреблением оседлого населения, что привело к резкому сокращению населения страны. На этом фоне в 800 г. против арабских завоевателей вспыхнуло восстание покоренного населения во главе с Яхьей бен Иеремией. Это восстание было подавлено, как и последующие восстания в 807, 809-810 и 842 г. В Х в. Иерусалим стал важным центром караимского движения. Его духовные вожди Сахл бен Мацлиах и Даниэль аль-Кумиси призывали евреев диаспоры возвращаться на родину. В 970 г. Эрец-Исраэль была завоевана шиитским Фатимидским халифатом, центр которого находился в Северной Африке. Не доверяя мусульманам-суннитами, фатимиды первоначально в значительной степени опирались на евреев. На протяжении ряда лет в конце Х века эмиром Эрец-Исраэль был назначенный фатимидами Менаше ибн Казаз. Однако пограничное положение страны превратило ее в арену постоянных войн, что еще более усиливало депопуляцию Эрец-Исраэль. В начале XI в. к этому добавились гонения, начатые фатимидским халифом аль-Хакимом против немусульманского населения. В конце XI в. Эрец-Исраиэль стала ареной противостояния между фатимидами и вторгшимися с севера турками-сельджуками.
В 1099 г. Эрец-Исраэль была завоевана западноевропейскими крестоносцами, которые взяли штурмом Иерусалим и учинили резню евреев и мусульман. В 1100 году крестоносцам удалось захватить Хайфу, которую более месяца обороняли ее еврейские жители. Оборона Хайфы стала заключительным актом многовековой борьбы евреев против иноземных захватчиков. Ешива Эрец-Исраэль, последним гаоном которой был рабби Эвьятар, перестала существовать. Крупная городская еврейская община сохранилась только в Ашкелоне, который оставался до 1153 года под властью фатимидов. Уничтожение еврейского духовного центра в Эрец-Исраэль стало причиной возникновения в середине XII в. в Курдистане лжемессианского движения Давида Альрои, поднявшего восстание против мусульман и объявившего своей целью освобождение Иерусалима. Восстание закончилось поражением и гибелью Давида Альрои в бою с сельджуками в 1163 году.
В основанном крестоносцами и просуществовавшем до 1291 года Иерусалимском королевстве евреи были дискриминируемым меньшинством, лишенным политического представительства. Большую часть их составляли галилейские крестьяне, находившиеся в зависимости от христианских феодалов. Вместе с тем в Иерусалимское королевство устремился заметный поток еврейских репатриантов из Европы. Крупная община европейских евреев возникла в Акко, где до захвата города крестоносцами в 1104 г. существовала крупная старожильческая община.
В 1187 году курдскому полководцу Салах ад-Дину удалось временно изгнать крестоносцев из Иерусалима, вследствие чего Акко стало столицей королевства. В 1244 г. крестоносцы были окончательно изгнаны из Иерусалима вторгшимися в Эрец-Исраэль хорезмийцами. В 1260 г. Эрец-Исраэль подверглось нашествию монголов. В 1291 г. Иерусалимское королевство было уничтожено египетским султаном Маликом ибн Калауном. При взятии его войсками Акко погибла большая часть еврейской общины города. В 1300 г. Эрец-Исраэль подверглась новому нашествию монголов. В XIV и особенно в XV и в начале XVI в. в Эрец-Исраэль прибыли значительные группы репатриантов с Пиренейского полуострова, сефардов. С их прибытием Эрец-Исраэль снова становится важным духовным центром еврейства. Важнейшим еврейским центром Эрец-Исраэль в XVI в. стал Цфат. В 1517 г. Эрец-Исраэль, находившаяся до этого под властью Египта, была завоевана турками-османами. В 1563 году османский вельможа сефардского происхождения дон Йосеф Наси восстановил в качестве еврейского города Тверию, находившуюся до этого длительное время в упадке. В 1576 г. репатриант из Польши Элиэзер Ашкенази открыл в Цфате первую типографию в Эрец-Исраэль.
В XVII в. центральная власть в стране заметно ослабевает. На этом фоне все большую власть приобретают вожди бедуинских племен и местные феодалы. В середине XVII в. Эрец-Исраэль стала одним из центров лжемессианского движения Шабтая Цви, "пророком" которого был Натан Ашкенази из Газы. В 1774 г. Эрец-Исраэль подверглась нашествию египтян, которые взяли Яффо и устроили резню ее населения. В конце XVIII в. власть в Эрец-Исраэль захватил босниец Ахмед-паша по прозвищу "аль-Джазар" (мясник), сделавший своей столицей Акко. Его советником был еврей Хаим Фархи. В 1799 году в Эрец-Исраэль из Египта вторглась французская армия под командованием Наполеона. Французы взяли Газу и Яффо, но не смогли взять Акко и отступили.
В начале XIX в. в Эрец-Исраэль прибыла волна репатриантов из Российской империи, известная как "алия учеников Виленского гаона". В 1831 году Эрец-Исраэль была завоевана египетской армией под командованием Ибрагима-паши. Его правление, продолжавшееся до 1841 г. способствовало модернизации Эрец-Исраэль. После этого под давлением европейских держав Египет был вынужден вернуть Эрец-Исраэль Османской империи. В том же году османские власти ввели должность официального главы еврейской общины страны, носившего титул "хахам-баши". Первым хахам-баши стал раввин Хаим-Авраам Гагин. В 1881 году началась репатриация сторонников движения "Хибат-Цион" из Восточной Европы. В 1897 по инициативе Теодора Герцля была создана Всемирная Сионистская Организация, поставившая своей задачей возрождение еврейской государственности в Эрец-Исраэль.
В ходе Первой Мировой войны в составе британской армии были созданы еврейские войсковые подразделения, принявшие участие в освобождении Эрец-Исраэль от османского владычества. В 1917 году правительство Великобритании обнародовало "Декларацию Бальфура", официально признавшие право еврейского народа на Эрец-Исраэль. В 1920 г. была создана британская подмандатная территория Палестина (мандат был утвержден Лигой Наций в 1922 г.), одним из официальных языков которой (наряду с английским и арабским) стал иврит. Первым британским верховным комиссаром Палестины стал еврей сэр Герберт Семуэль. В 1923 г. англичане отделили от Палестины восточный берег Иордана и создали там арабский Эмират Трансиордания. В 1921 г., в 1929 и в 1936-39 гг. происходили вооруженные выступления арабов против евреев в Эрец-Исраэль. В результате британские власти резко ограничили возможности еврейской репатриации, когда нацисты захватили Европу.
В ходе Второй Мировой войны в составе британской армии был создан Еврейский легион, принявший участие в боях в Северной Африке и в Италии. В то же время арабы - в частности иерусалимский муфтий Хадж-Амин аль-Хусейни - сотрудничали с нацистами. Препятствия, которые чинили британские власти на пути еврейской репатриации привели к вооруженному восстанию евреев Эрец-Исраэль в 1945-1947 гг. В результате ООН приняла 29 ноября 1947 гг. резолюцию о разделе Палестины на два государства - еврейское и арабское. Арабы отвергли эту резолюцию и начали войну против евреев. После провозглашения независимости Государства Израиль в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. к вооруженным формированиям местных арабов присоединились регулярные армии Трансиордании, Ирака, Египта, Судана, Сирии, Ливана и Саудовской Аравии. Израилю удалось устоять, и в 1949 г. были подписаны соглашения о прекращении огня. Трансиордания аннексировала оккупированные ею территории Иудеи и Самарии, а также Восточный Иерусалим. Арабы не оставляли попыток уничтожить еврейское государство, результатом чего стала война с Египтом 1956-1957 гг. В ходе Шестидневной войны 1967 г. Израиль нанес поражение Египту, Сирии и Иордании, заняв Иудею, Самарию, сектор Газа, Голанские высоты и Синайский полуостров. Восточный Иерусалим был воссоединен с Западным. В 1973 г. Израиль отразил агрессию со стороны Египта и Сирии. В 1978 г. между Израилем и Египтом был подписан мирный договор, по которому Израиль вернул Египту Синайский полуостров. В 1982 году в ходе Первой Ливанской войны Израиль разгромил палестинских арабских террористов, базировавшихся в Ливане и совершавших оттуда нападения на Израиль.
Все остальное, включая массовую алию из СССР, Норвежские соглашения и Вторую Ливанскую войну, было сравнительное недавно.

война в Израиле

Previous post Next post
Up