Генеалогическое

Apr 26, 2020 01:47

Итак, Хяргинены и Репо из деревни Горки (Горкка) под Вырицей.
Самое раннее упоминание Хяргиненов, которое я нашла, - в 1833 году, в списке прошедших конфирмацию в Кобринском приходе, самом старом документе на сайте. Там упомянута Катарина Абрамовна Хяркинен из деревни В. Сиверская. Не факт, что Хяргиненов не было там раньше, но документы то ли не сохранились, то ли их нет онлайн.
Когда поженились родители прадеда, я не нашла, но в 1865 году некие Адам Александрович Хяркинен и Катарина Адамовна Сойкка из деревни Горкка уже женаты, и у них рождается Матиас (Матвей). Возможно, конечно, что в это время в деревне был еще один Адам Хяркинен детородного возраста, но пока это не очевидно, остается предполагать, что они и есть родители прадеда, а Матвей Адамович, расстрелянный в 1937 году, - его брат.
В 1855 году они, видимо, еще не женаты, но хорошо знакомы (ха, в деревне-то), потому что выступают восприемниками, вместе с Адамом Тарассу и Хеленой Тарассу, у Йохана, сына Адама Иосифовича Тарассу и Анны Товиевны Тарассу (в подобных записях указывалась девичья фамилия матери, то есть и мама, и папа этого Йохана были Тарассу). У Катарины в этой записи еще фамилия Сойкка.
По приходу Лиисила есть более старые документы, и люди по фамилии Репо фигурируют там уже в XVIII вке - например, родившийся в 1710 году Йохан Репо, женатый на Катарине (1717-1773), порождает шестерых детей - Элиаса, Вальборгу, Катарину, Анну, Адама и Габриэля.
Другой Йохан Репо (1724-1797) перебирается в Рынду, Рынделево, - похоже, к тестю. Михаэль и Анна-Сирка Вихолайнен из Рынды порождают троих детей: Йохана, Вальборгу и еще одного, чье имя я не могу прочитать; впрочем, он, судя по всему, вскоре умер. Вот их дочь Вальборга (р. 1762) и выходит замуж за Йохана Репо, причем вся эта мишпуха записана именно в Рынде. У Йохана и Вальборги родились София (р. 1785), Абрам (р. 1787), Мария (р. 1789), Симон (1792-1793), Анна (1794, прожила 3 месяца), Петер (1795-1796) и еще одна Анна (р. 1797).
Нашла в интернете, что «фамилия Вихолайнен возникла из Коростынь (Новгородская область). В реестре города Коломна - стольник Илья Вихолайнен (1555)». Если так, то Вихолайнены - даже не эвремейсы, а натуральные ижоры. Если это те, конечно. Потому что ижоры были православными, а Михаэль и Анна-Сирка - лютеране, и не очень-то они между собой женились, насколько я понимаю.
В XIX в. в этом уезде живут несколько семей по фамилии Репо: в списке школы в Лииссила за 1841 фигурируют Йохан Павлович, сын Павла Густавовича, 1824 г.р. из Ловилы, и Катарина Абрамовна, дочь Хиппы (?) Йохановны Репо-Кипруайнен (?), 1825 г.р. из Рынды, а в списке той же школы за 1843 год - София Павловна, дочь Павла Густавовича, 1827 г.р. из Ловилы.
В деревне Поги (Pohi) у Матвея Репо рождаются Пауль (р. 1812), Йохан (р. 1814), Анна (р. 1812), Стефан (1822-1827) и Андреас (1833-1834), а у Пауля Филипповича Репо - дочь София (р. 1809).
И вот, где-то в середине XIX в. у Андреаса Репо, то ли в Поги, то ли в Рынделеве рождается Юстина Репо.
А в это время, то есть чуть раньше: Петер Сойкка женится на Вальборге Кирппу, дочери Йозефа, у них рождаются Йозеф, Мария, Йохан и Адам, соответственно, Сойкка. А Александр Хяркинен, сын Мозеса, женится на Марии Мутонен, дочери Габриэля, и у них рождаются Адам и Хелена. Эта Хелена выходит замуж за Адама Сойкку, и у них рождается Катарина. А на этой Катарине женится ее родной дядя Адам Хяркинен. Вот у них-то и родился Андреас Хяркинен.
Вообще, крайне любопытно следить за изменениями в XIX веке по сравнению с XVIII - остаются Йоханы, Матвеи, Адамы и Абрамы, зато Густавы и Вильгельмы постепенно исчезают, сменяясь Петрами и Павлами; неизменно в моде Анны и Катарины, а Вальборги и Хедвиги уступают место Амалиям и Лидиям. Ко времени рождения моей бабушки «Амалия» - одно из самых популярных имен, о чем я не преминула рассказать дочери: вот, дескать, где рассадник-то, самое гнездо. На что она сказала, что вообще-то так и предполагалось, раз ее в честь прабабки назвали.
Кстати, разрешилось мое еще детское недоумение: родная сестра бабушки, Ольга, которую я помню некрупной, но очень крепкой старухой, державшей овец и втихаря в одиночку таскавшей из леса целые бревна на дрова, по мужу была Тарасова. В том поколении уже вовсю встречались смешаные браки, так что это было бы не очень странно, - но почему она тогда осталась в Горках? Так вот, оказалось, что это никакие не «Тарасовы», а «Тарассу», одна из старейших местных фамилий, тоже еще с XVIII века, как минимум, - как и Сойкка, и Репо, и еще несколько. Хяргинены и Тарассу постоянно смешивались: в одном поколении Хяргинен женится на Тарассу, в следующем уже Тарассу женится на Хяргинен, и так далее. Удивительно, как они не выродились, постоянно заключая браки между сколькотоюродными кузенами и кузинами, а ведь не выродились, - я нарочно поинтересовалась, их до сих пор полно.
Как я искала? Прежде всего, конечно, по фамилиям, плюс косила глазом, что вообще происходит в Горках. Но там бесчисленные Тарассу бесконечно заключали браки между собой, после чего рожали и примерно в том же темпе хоронили детей, а более мало что происходило. Например, только в 1846 году одна за другой родились Мария, дочь Тобиаса Адамовича Тарассу и Евы Тобиевны Тарассу (фамилия девичья!), в Мине (соседняя с Горками деревня), и Катарина, дочь Адама Иосифовича Тарассу и Анны Тобиевны Тарассу (и опять фамилия девичья!) в Горках.
Предки не стеснялись называть очередного ребенка именем предыдущего, только что умершего. У моей бабушки, например, было два брата по имени Александр: один родился в 1914 году и в том же году умер, а другой - в 1915 году (когда он умер, я не знаю).
Но не все умирали до срока: в 1834 г. Мария Йохановна Ваара умерла в Горках в возрасте 87 лет, а Сюзанна Матвеевна Саволайнен - в Лопице (?) в возрасте 92 лет.
Искала я по приходским спискам, вывешенным в ингерманландском обществе, плюс некоторые сведения обнаружились на Geni у Jane Pakkonen, которая мне, очевидно, приходится стодвадцатипятиюродной кузиной (или теткой, или племянницей), через Кирппу, насколько я поняла, хотя и Тарассу там отметились (а всего у нее на дереве 666 родственников, я не шучу).
Изучать эти списки не то чтобы трудно, но затейливо, - и почерки разные, страшный сон папиролога, и пишут по-разному и фамилии, и названия мест, и шведского я не знаю (самые старые - на шведском). Однако же истории разворачиваются захватывающие. Наверное, продолжу потихоньку копаться, в свободное, ха-ха-ха, время.
А вот, собственно, моя бабушка, Амалия Андреевна Орлова (Хяргинен).


семейство

Previous post Next post
Up