Но моя лекцыя не очень-то удалась. Точнее, сама-то она удалась, и даже удалось рассказать о дина де-бар мицра (законе о преимущественном праве приобретения недвижимости соседями) в еврейском, греческом и египетском праве (в римском его нету), но народу почти не было. Меня поставили на разогрев перед Кугелем, а собираются-то все на Кугеля... Я чудом и двумя таксями закинула Амальку к Элле, прихожу в Маханаим - а там вообще никого. Потом подошел Михаил Кара-Иванов (который меня и пригласил), поставил две записывалки, и говорит: "Ну, давайте". Еще примерно полтора человека подтянулась.
Но хуле нам, красивым бабам, - привыкать, что ли, одному студенту лекцыи читать? Зато там же, не отходя от кассы, в Маханаим свалилась на меня еще работенка (правда тоже бесплатная) - Шломо Коляков попросил его византийские мозаики почитать. Почитаем-с, все публикация.
На Кугеля, однако, собрались. Я думала, что сразу после собственного моноспектакля убегу, но Элла взялась доставить Амальку прямо туда, так что я смогла остаться. И не пожалела.
Кугель рассказывал про книгу Юбилеев (ок. 200 г. до н.э.)
А я уж чего и знала про нее, забыла. Оказывается, например, что противоречие между двумя библейскими рассказами о сотворении первого человека и первой женщины автор книги Юбилеев разрешает так: в первую пятницу был создан Адам, а у него внутри - "цела", "ребро", гомункулус женщины, а во вторую пятницу, когда ему она понадобилась, ее вынули и надули до нормальных размеров. И поэтому женщина нечиста после родов мальчика 7 дней, а после родов девочки - 14 (это из Ваикра).
Любопытно еще, что Адам возжигает курения после выхода из Ган Эден, - почему после? А потому, что он раньше голый был, а голым священник не служит.
Кугель утверждает, что над книгой поработал интерполятор, который жил лет на 50 или 100 позже, и вообще был мужик ученый, но в книге разбирался не всегда, что иногда в тексте видно. Например, именно интерполятор настаивает на том, что некоторые заповеди, которые еще до дарования Торы соблюдали праотцы, были записаны на "Небесных скрижалях", при том, что автор книги думает, что это особенная заслуга праотцов и их собственная инициатива.
Автор книги, по мнению Кугеля, был "прото-феминистом", - он дает имена всем безымянным женщинам Пятикнижия, Ривка, почти безгласная в Писании, становится у него настоящей бой-бабой и одной из центральных героинь, и так далее.
Буду, пожалуй, и далее ходить, очень интересно. Следующая лекция, насколько я поняла, 1 марта.
Кстати, звери раньше все говорили, а замолчали только после изгнания из Ган Эдена.