Клаустрофото.

Jan 18, 2015 21:11

По сложившейся традиции, каждый Старый Новый год мы ездим в Карелию - и, конечно же, не только потому, что мы фанаты этого региона, но ещё и потому, что там крайне много интересного, и над землёй, и под ней. Так что предлагаю вашему вниманию небольшой отчёт об очередном зимнем путешествии.


Дорога до Питкяранты - это отдельная эпопея. Семь часов дороги, которую в Карелии не убирают, а обслуживают "новаторским" методом "уплотнения снежного покрова", то есть, проще говоря, вообще никак не обслуживают :) Правда, на сей раз, ехали мы не на микрике, а на нормальном автобусе, и потому без особого ужаса и потрясений прибыли по расписанию на вокзал.

Вокзал в Питкяранте строился не только как автобусный, но, по большей части, как железнодорожный, однако это своё значение он практически полностью утратил: здесь нет ни пассажирских поездов, ни электричек, только два заснеженных товарняка, стоящих на путях уже далеко не первый день. Даже ж/д кассы не работают - смысла нет.


Валил снег, темнело - и мы отправились в гостиницу. Вид из нашего окна на Ладогу как-бы намекал на то, как же здесь классно летом...


Гостиница очень хорошая, вот только инструкция по пользованию номером очень сложная, Гриша аж зачитался:)))


Утром мы проснулись пораньше, позвонили местному дядечке, владельцу новенькой белой "киа" - и он повёз нас в Колатсельгу. Снег продолжал валить, а в Колатсельге в кафешке сидели местные дорожники и как раз в этот момент выясняли, где они протеряли трактор :) В общем, как нам и предсказывали, доехать на машине до штолен оказалось нереально. Добрый дядечка высадил нас на развилке лесовозной трассы и совсем непроезжей лесной дороги, после чего мы пошли пешком.


В колее, оставленной какой-то нехилой машиной типа шишиги, нога проваливалась в снег выше берца, посередине наст был укатан снегоходом, но человека не выдерживал, так что четыре км пёхом отняли у нас больше часа.


Ветра не было, и в чёрно-белом, сумрачном лесу стояла просто нечеловеческая тишина, от которой аж уши закладывало. Только звериные следы да очень отдалённый звук трассы изредка напоминали о том, что на планете ещё есть какая-то жизнь.


Но - вот и штольня! В заснеженном лесу вход в неё радует, как дом родной :)


Немного отдыхаем перед входом, курим, достаём фонари - и понимаем, что китайский аккум в одном из них попросту замёрз, пока мы шли. Минус один фонарь :(


По этой причине мы поначалу ничего не фоткали, а просто шли вперёд, наслаждаясь грандиозностью наклонной выработки, блестящей на стенах рудой - и параллельно выбирали места для съёмки. Так мы оказались в самом конце штольни, в "тёплом штреке".


В нем, единственном на всю штольню, температура резко стала плюсовой, и объектив моментально запотел, пришлось некоторое время ждать.


А потом мы, разумеется, пошли обратно - но уже с фотоцелью. За этим поворотом - знаменитая наклонная выработка.


Вот только чтобы в неё выйти, нужно пролезть в довольно узкую щель.


Наклонная выработка - это нечто! Такого явления я ещё не видела. По сути, это два пласта каменистой породы, каким-то чудом стоящие диагонально под приличным углом. Колонна здесь - исключение, в основном всё держится на гнилых крепях.


Масштаб просто потрясающий, человек почти двухметрового роста кажется здесь карликом.


В самом низу выработка и вовсе превращается в расщелину, заполненную водой - правда, на данный момент она промёрзла насквозь, даже от стенки отстала.


Деревянные срубы, поддерживающие наклонный пласт, раньше были, наверное, солидной опорой - но теперь сгнили почти в труху.


В наклонной выработке есть тропинка, идущая по верху, однако камушки под ногами имеют свойство осыпаться, так что идти, и уж тем более, ставить штатив, гораздо удобнее снизу, в расщелине.


Сверху же находятся три отверстия, выходящих наружу - и примерно в этом месте мы поднимаемся к ним, пролезая между пластами.


Возле самого выхода сохранились остатки рельсов и выросло целое поле ледяных сталагмитов. Честно говоря, я надеялась, что их будет гораздо больше - но, видимо, зима нынче довольно холодная, и почвенные воды просто застыли.


Высовываюсь наружу. Там - лес, в котором не ступала нога человека, девственно-чистый снег и - брррр! Сразу хочется обратно в штольню.


Впрочем, штольня отсюда выглядит настоящим раем клаустрофоба. Сложно представить, чтобы нормальный человек добровольно полез бы в этот обвал!


Однако, несмотря ни на что, людей здесь явно бывало предостаточно, особенно летом, ибо при входе имеется вполне обжитая стоянка, на ней припасён котелок, чайник и нож. Кстати, кто забыл на пеньке новенькие бахилки? Они всё ещё там, примёрзли :)


Мы решили воспользоваться стоянкой по назначению, и немного отдохнуть, употребив развесистой карельской клюквы.


А потом настала пора и снова вниз спускаться, обратно на лёд - ведь время шло, и фонари неумолимо садились.


Про лёд хочу сказать отдельно. Он абсолютно прозрачный, а застывшие в нём пузырьки воздуха - словно планеты. Правда, штатив по этому льду скользит, а коленки примерзают, пока ползаешь, пытаясь снять макро.


Между этим местом и следующей наклонной выработкой есть короткий кусочек ещё одного узкого штрека.


В этом месте деревянная колода немного просела от старости, и отслоившийся камень встал в расклин.


Чуть далее снова виден выход наружу - но подъём там ещё более крутой, по нему разве что ползком.


Зато рядом есть вот такая шикарная стенка с сосулями "мечта Валентины Ивановны", величиной в человеческий рост.


А дальше - снова узкий штрек, он чуть длиннее, чем предыдущий, но тоже соединяет две наклонные выработки.


Угол наклона пластов всё больше и больше, это не штатив стоит криво!


Поэтому и крепей здесь, наверное, больше, целый ряд срубов и распорок, поддерживающих свод.


Выходя из последней наклонной, делаю фото от входа. Фонари совсем сели и аккумы в фотике тоже, несмотря на то, что я их постоянно меняла один на другой и отогревала в кармане.


Предпоследний кадр - развилка. Она находится возле самого входа в штольню. Отсюда видно, что слева - наклонная выработка, а справа - вполне нормальный штрек.


Этот штрек - тупиковый, хотя, теоретически, мог бы соединяться со второй штольней.


С той самой второй штольней, куда нам попасть не удалось, ибо, судя по всему, вход в неё теперь выглядит вот так:


По крайней мере, именно возле этого места стоит жпс-точка на дороге, и ещё - мы там были далеко не первыми, потому что именно возле этого места из большой машины, оставившей в снегу колеи, вышли люди и оставили множество следов у поваленной ёлки. Мы тоже, взяв палку-копалку, попытались потыкать в снег - но поняли, что дело это гиблое, нужна лопата и, возможно, пила. И чтобы человек хотя бы знал, где был вход, а то мы и копать-то не знаем, где. К тому же, за то время, что мы были в штольне, в лесу совсем стемнело, а нам предстоял ещё часовой путь по снегу обратно... В общем, вторую штольню мы отложили на неопределённый срок, себя, любимых, по возвращении в гостиницу вознаградили за подвиг роскошной баней - а наутро сели в автобус и поехали обратно в Питер. И только когда мы были уже в Сортавале, впервые за трое суток, снег, наконец-то, перестал валить и мы увидели солнце!


Тут как раз была длинная остановка, и я не удержалась, побежала к заливу фоткать.


Вмёрзшие в лёд катера и остовы лодок, заброшенные или почти заброшенные здания на берегу... Карелия такая Карелия :)


И самое красивое здание в Сортавале, ещё финское, пережившее не одну войну.


За домом стоит небольшой храм, и я делаю последний кадр, ибо пора садиться обратно в автобус.


Ну, вот на этом, пожалуй, и всё; мой рассказ подходит к концу. Огромное спасибо всем за внимание и до новых встреч!

походы, Карелия

Previous post Next post
Up