Про Израиль.

Aug 29, 2015 00:00

У меня появилась вторая родина. Очень желанная и долгожданная. Израиль.



Помню, я была в 10 классе, когда поняла, что очень хочу уехать из России, так не нравилось мне жить в Москве. Позже я поняла, что львиная доля этой нелюбви была связана не с Россией, а со мной самой. Россию я по-своему очень люблю и благодарна судьбе за то, что я выросла именно там - что часть моего детства и юности прошла в суровой Сибири, что я знаю, что такое русская душа и даже сама являюсь таковой, что я свободно говорю и пишу на одном из самых сложных и прекрасных языков в мире. Но уехать все равно хотелось.

Почти полтора года борьбы с еврейским шовинизмом и бюрократией, 5 визитов к консулу, куча документов для доказательства принадлежности к "избранному народу" - и вот я отмечаю три недели на новой родине. И до сих пор не могу поверить, что я села в самолет с билетом в один конец и просто прилетела в новую жизнь. И теплая погода, и иностранная речь, и безвизовый режим с Европой, Японией, Канадой и Новой Зеландией - это все не сон, это правда, и правда эта происходит со мной.
"Будьте осторожны, когда загадываете желания или мечты - они имеют свойство сбываться" - улыбнулся хороший человек Макс Бардадымов, когда я настолько была шокирована тем, что все мои усилия привели к долгожданному результату, что больше не могла ни радоваться, ни переживать.

Насколько же это другое ощущение по сравнению с обычной поездкой, пусть даже и пятимесячной, когда все продумано и спланировано, и ты знаешь, что через n дней ты вернешься в родную страну со знакомой речью, в место, где ты понимаешь, что написано на объявлениях в магазине или на улице. Так страшно тут и незнакомо, чувствуешь себя невероятно беззащитной. Первые три дня хочется сидеть весь день, не вылезая из кровати, плакать и не видеть людей. А еще - чтобы мама была рядом и взмахом волшебной палочки решила все проблемы.
Я только сейчас поняла, как восхищаюсь ребятами, которые едут покорять Москву или даже Новосибирск из небольших городков и сел по всей России - как это, должно быть, страшно и неуютно. Нас в Израиле хотя бы ждут и всячески помогают по приезду, а в Москве на тебя просто хмуро смотрят и думают, а то и говорят вслух "понаехали тут опять из своих Урюпинсков!"

Но и тяжелое время потихоньку проходит, на его место приходит любопытство и открытость к миру - хочется со всеми познакомиться, все потрогать, понюхать и посмотреть.
И я уже сильно люблю Израиль. Почему?


* Потому что это Израиль - страна для евреев. Кто такой еврей - это отдельный вопрос, который можно долго обсуждать, в данном контексте я говорю не про веру, а про кровь-менталитет-традиции-обычаи-и-тд. В стране, более чем на 90% населенной вернувшимися из всех уголков света евреями, трудно чувствовать себя чужим.
Я познакомилась тут с одним "французом" Пьером, который родился в еврейской семье в Алжире и провел там раннее детство. Потом его семья переехала в Париж, и он всю юность делал все возможное, чтобы стать французом. Порвал все алжирские связи, отгородился от соседей, научился чисто говорить на "парижском" французском и стал примерным парижанином. А когда ему исполнилось 30 лет, приехал в Израиль и остался тут. И здесь он чувствует себя чужим в меньшей степени, чем в почти родном Париже, несмотря на свой французский акцент.
Он говорит, что хотел уехать из Парижа, но куда бы он ни поехал - будь то Прованс или Испания, он везде был бы чужим. А тут - нет.
Тут нет чужих. И в здании аэропорта Бен-Гуриона в зале для новых репатриантов большими буквами на всех языках написано "Добро пожаловать домой".

* В пятницу днем, когда покупаешь что-то в магазине, тебе на прощание говорят "Шабат шалом". Я не религиозная и даже иудейкой себя не совсем считаю, но трогает все равно, когда все желают друг другу хорошего Шабата.

* Тхина. Тхина! Фалафель, хумус, сабих. Невероятное оливковое масло. Травы. Гранаты, манго. Фруктово-овощные рынки. Куча заменителей молочной продукции, невозможное веганское мороженое и бургеры. 3% населения - веганы! Это же просто мечта. Список могу продолжать очень долго :)

* Люди. Добрые, отзывчивые, щедрые. Почти все говорят на приличном английском. Я думаю, большая сплоченность и дружба еврейских израильтян связана со сложными отношениями с арабским миром - в каком-то смысле жителям приходится объединяться, чтобы морально противостоять этому напряжению. Может, и не связана. В любом случае, у меня есть чувство безопасности на улицах (кроме совсем уж злачных мест, без которых ни одна серьезная уважающая себя страна не обходится), в поездах, на дорогах. Когда видишь солдат или полицию, становится так спокойно и хорошо сразу (девушки-россиянки, вы же тоже ощущаете это неприятное чувство в России, если вдруг увидите полицию или, Боже упаси, группку дембелей ночью на какой-нибудь слабо освещенной улице?).

Люди доверяют друг другу! Вне больших городов, конечно. Легко знакомятся, дружатся. Волонтерствовала я недавно в небольшом поселении в пустыне на самой границе с Египтом, то, что называется the middle of nowhere. Пошла вечером прогуляться и увидела красивый почти достроенный дом с чудесным видом, а внутри двух строителей - взрослого и молодого. Подошла поздороваться-представиться, сделать комплимент домику и узнать все интересное, что не знала про строительство таких домов - как долго, из чего и тд и тп. Хозяин и строитель в одном лице оказался настолько общительным и добродушным, что через полчаса нашей милой беседы, помимо увлекательной лекции по строительству в пустыне я уже разузнала, выращивает ли он травку и в каком количестве, а через день зашла к нему в гости, и он скрутил мне два косячка со словами "смотри, тут, к сожалению, только листья, они довольно слабые, вот приезжай в сезон на Рош-а-шану - сделаю тебе с цветочками, это вообще штука". :) И таких в Израиле много людей. Или мне просто везет пока что.
Я не верю, что в Израиле можно умереть от бедности и голода (и тем более от холода). Можно всегда за кратчайшее время найти как минимум несколько очень приятных мест, куда можно поехать и работать взамен за еду и жилье. И тут еда растет на деревьях на улицах. И просто есть доверие к людям - что они тебя не обманут-поиспользуют, а наоборот - проявят доброту, радушие и гостеприимство.
Несколько раз случалось, что мы с ребятами голосовали, и водители довозили нас до дома в глуши, хотя им было даже не по пути - просто потому что знали, как в этих местах сложно поймать попутку.
В банке познакомилась с парнем и девушкой, которые корнями оказались из Кавказа и еще откуда-то, спросила их, как пройти к МВД, на что они сказали "давайте мы вас лучше проводим" и, рискуя пропустить свою очередь, пошли провожать меня до дверей МВД.
Всегда улыбнутся, пошутят, подскажут-расскажут дорогу, ответят на любые вопросы, всегда дадут позвонить на улице. Наверное, какую-то часть этого благословения я получаю в силу своей молодости и принадлежности к прекрасному полу. Хотя не знаю, девушки тут тоже очень милые и общительные.

* Семейные ценности. Вне больших городов 4-6 детей - норма, и я говорю не только о религиозных семьях. Детей здесь любят, балуют, заботятся о них. Как мамы, так и папы. Папы - красавчики такие, добрые, проводят много времени с детьми. У девушек, с которыми я делилась впечатлениями, возникал здравый вопрос: верные или нет? Этого я знать не могу, увы и ах. Но хочу и буду верить, что да.

* Молодые люди тут какие-то очень развитые для своего возраста. Может, из-за трехлетней армии, может, из-за воспитания. Довольно рано начинают работать.
Я постоянно засматриваюсь на солдат на улице - такие они все загорелые мужественные красавчики в форме. Потом вспоминаю, что им в большей части случаев от 18 до 21 года, и отвожу глаза. А обидно-то как, старею, однако :)

* Очень многие израильтяне убеждены, что Израиль - лучшая страна на свете, и принимают Израиль со всеми его плюсами и минусами. Что может лучше говорить за страну, чем такая любовь и преданность?

* И последнее - я здесь чувствую себя гораздо свободнее и естественнее. По крайней мере, чем в Москве. Чувствую себя красивее и живее, даже если одета во что попало и не мылась пару-тройку дней. Здесь не обращают так много внимания на то, во что я одета-обута, какой на мнее маникюр и сколько я вешу. Я могу сесть на пол на станции в метро (а полы тут чище, чем у меня дома иногда ;)), и никто на меня не посмотрит так, как будто я больна. Одним красивым словом - свободааааа.

Израиль, репатриация

Previous post Next post
Up