Я часто задавался вопросом о том, почему современная фотография стала такой "пластиковой", стирильной и такой неестественной, по сравнению с фотографиями сделанными, скажем, до 00х годов (пожалуйста будьте ко мне не педантичны в плане годов, так как переход, конечно же, происходил не резко, а постепенно). И это, кстати, касается не только фотографии, но и видео и музыки.
Вчера, читая книгу Жана Бодрийяра "Система вещей" (*1), я наткнулся на мысль французского философа о том, что человек лишь абстракция, обслуживающая машины. Это довольно-таки очевидно. Меня больше заинтересовала мысль о том, что человек подражает реальности, но сама реальность исчезла для него, будучи замененной симулякрами. Мимесис происходит не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Человек, подражая собственному созданию - машине, удаляет, сознательно или бессознательно человеческий фактор из себя самого и своего окружения. Перфекционизм и устранение ошибки - его главные задачи.
Если я опубликую фотографию на фото-форуме в рубрике "portrait" или "fashion" и при этом не уберу морщины, прыщи и не смягчу кожу с лица фотографируемого человека, то скорее всего, я буду "заклеван" комментариями, в которых буду охарактеризован как дилетант. О чем это говорит? О том, что идеология моды настолько глубоко вошла в наше сознание, что производство симулякров стало повседневной естественной практикой. "Сделай меня красивой. И можешь потом в фотошопе убрать прыщи?" - подобные просьбы я часто слышу, когда фотографирую людей. "Ой! Ужас! Это у меня такие морщины?!" - как-то раз я услышал от одного пожилого человека. О чем это говорит? О том, что старость и смерть в западном обществе - это табу? Кто-то может возразить, что это единичный случай. Я так не думаю. Достаточно открыть любой журнал и посмотреть рекламные блоки. Если там и будет намек на старость, то как модный стиль жизни в олицетворении седого, успешного (*2) мужчины до 48-и лет. Эдакого волка с продленной молодостью, набравшегося жизненного опыта и сияющего витальностью.(*3)
Я не буду высказываться о выше описанной тенденции в категориях "хорошо или плохо". Скажу только, что негативной считаю ее в тех случаях, когда идеология гиперреальности проникает в сферу документальной фотографии.
Вот такая мысль посетила меня на днях. А что вы думаете по этому поводу? Плохо это или хорошо? Какие ваши наблюдение по данной теме?
*1
Jean Baudrillard "
System der Dinge" 1968 (стр. 75)
*2
Тут, под словом "успешный", имеется ввиду состоятельный в финансовом плане человек.
*3
Markus Casper "
Werbung: Ein Schnellkurs" 2009
******************************************************************************
Quite often I've asked myself a question, why is it so, that modern photography (actually music and motion pictures too) became "plastic", sterile and soulless in comparing to the photographs made before year 2000 (please don't be pedant about the years, because surely the change did not happen abruptly, but gradually).
Yesterday I was reading a book by Jean Baudrillard "System of Objects" (*1) and came across a thought of the french philosopher on the page 75. It is a thought, that the human is only an abstraction, that serves the machines. Yes, it is quite obviously. But what interested me the most, is the idea, that the mimesis proceeds not only in art, but in the everyday life. By imitating his own creation, the human eliminates the human factor, by seeking after perfection and faultlessness.
If I would publish a photo in a photo-forum in the column "fashion" or "portrait" without retouching the face of the photographed person, I will be probably attacked by the commentaries in which I'll be characterized as a delitant. What does such situation say? That says, that the ideology of fashion had penetrated our minds so deeply, that creation of simulacrums became a natural daily practice. "Make me beautiful. And can you clear away the pimples in the photoshop later?" - similar request are quite frequent when I do portraits. "Oh! Terribly! Do I have such wrinkles?!" - said to me once an older person. What does it say? Does it say, that senility and death are taboo in the western society? Someone may object, that this is only an unitary example. I don not think so. It would be more than enough to open a magazine and go through the ad blocks. If there will be any hint at the senility, then very likely as a modish lifestyle in the embodiment of a successful (*2) gray-haired man about 48 years old. Such a wild wolf with extended youth, with a lot of life experience and shining vitality. (*3)
I do not consider the above described tendency as negative or positive, but I do so, if the ideology of hyperreal gets into the documentary photography.
Such an idea visited me these days. What do you think about it? What are your observation about the above written topic? Is this tendency good or bad?
*1
Jean Baudrillard "System of Objects" 1968
*2
hear I mean by the word "successful man", a man of wealth.
*3
Markus Casper "
Werbung: Ein Schnellkurs" 2009