Во дворах прачечного дома и дома Баура

Jun 08, 2021 16:55

Возвращаясь из Летнего сада, я иногда проходила дворами "прачечного квартала". Обычно это было летом в жаркие дни, чтобы скрыться от ультрафиолета. Последние полгода или больше дом Баура и прачечный комплекс стояли в лесах. Недавно ремонт закончили, и их дворы я снова стала навещать.







Дом Баура я фотографировала часто и соло и как фон. Простой фасад, никаких украшений. Его гармоничный аскетизм и основательность мне импонирует. Он построен в 1780-е, в царствование Екатерины 2-й, а не Петра 1-го, как считал Мережковский, который в нем провел детство. Детство было невеселым, может поэтому и дом ему казался мрачным и неуклюжим.

"IX
От Невского с его толпою чинной
Я ухожу к Неве, прозрачным льдом
Окованной: люблю гранит пустынный
И Летний сад в безмолвии ночном.
Мне памятен печальный и старинный,
Там, рядом с мостом, двухэтажный дом:
Во дни Петра вельможею построен,
Он - неуклюж, и мрачен, и спокоен.
X
Свидетель грустный юных лет моих,
Вдали от жизни, суеты и грома
Столичного, по-прежнему он тих.
Там сердцу мелочь каждая знакома:
Узор обоев в комнатах больших,
Подъезд стеклянный, двор и окна дома.
Не радостный, но милый мне приют,
Где бледные видения встают.
XI
Забытые молитвы, сказки няни
С улыбкою твержу я наизусть,
Родные лица вижу, как в тумане…
Там, в детстве счастья было мало, - пусть!
Как сумрак лунный, даль воспоминаний
В поэзию, в пленительную грусть
Все обращает - радость и мученье:
В душе моей - великое прощенье."
(Старинные октавы. Д.С. Мережковский)

У дома Баура есть еще один поэтический эпизод. Несколько летних месяцев 1924 года здесь провела Ахматова, выхаживавшая от перитонита свою подругу Глебову-Судейкину. Там она застала сентябрьское наводнение 1924 года.

"Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип."
(Летний сад. А.А. Ахматова)

Дом Баура и его двор это только часть бывшего комплекса жилых и хозяйственных зданий, принадлежавших дворцовому ведомству. Его территорию кроме дома Баура образуют прачечный дом и два громадных здания, построенных  для придворнослужащих, дворцовых лакеев, истопников, официантов и т.п. Дом Баура после смерти владельца был передан в казну и в последствии его заселили придворными чинами. Внутридворовые строения (флигели) делят территорию на отдельные дворовые секции. Одна из них именуется теперь Мозаичным двориком. Он соединяется с двором дома Баура двумя проходами и пользуется у туристов спросом. От них-то после переезда в "Литейную часть" я и узнала о Мозаичном дворике. Частенько разыскивая его, они по ошибке забредали в наш двор.
Моим первым впечатлением от мозаичного комплекса было недоумение туристическим к нему вниманием. Все  панно и скульптура выполнены нарочито грубо и примитивно и напомнили мне финскую скульптуру в Лахти и Котке.
Автор(ы)  не озаботились гармоничным сочетанием простой скромной архитектуры исторических зданий и своих аляповатых творений. Использовали двор как удобный для себя выставочный зал.

Недавно, когда я проходила здесь с подходящим объективом, мне захотелось сделать портретную галерею лубенковских монстров (Лубенко - автор этих композиций). Остальные фотозарисовки - это попутные фотокомментарии, чтобы разбавить впечатление от страшилок.
Но сначала помещаю серию снимков двора Баура. Он тихий и очень зеленый. Его, к счастью миновала участь "мозаичного".
















Сейчас здесь цветет желтая акация, сирень, рябина, татарская жимолость.




Старый тополь. Полагаю, он помнит Мережковского и Ахматову.




Дуб, видимо, тоже старожил. Долговязый. Рос во дворе, тянулся к свету.










А дальше так называемый Мозаичный дворик.
Зачем помещаю его снимки, если он мне не нравится? Просто как городской курьез. Да и захотелось, как я уже написала, сделать серию портретов монстров.







Панно "Строители".







"Санкт-Петербург - Олимп культуры" (фрагмент).




"Ангелочки".







"Атланты" (фрагменты).

























"К 300-летию Петербурга" (фрагменты).












"Рождение весны".













Фонтан "Мать и дитя."













"Лев" (фрагмент).










Барельеф "Нильс с дикими гусями".










"Танец".




"Здравствуй, город!"




Детский игровой комплекс "Мозаичный олимпик".










Примечание:
Название композиций я взяла с персонального сайта господина Лубенко http://vladimir-lubo.ru/mozaichniy-dvorik/

Санкт-Петербург, Историческое, Скульптура

Previous post Next post
Up