Созданная при Путине и лично Путиным система сдержек и противовесов элит по-прежнему слишком зависима от ее создателя, а любая ее разбалансировка грозит обернуться тектоническими сдвигами во всей политической системе страны, включая аспекты обеспечения политической и экономической стабильности. «Близкое окружение» самого Владимира Путина по-прежнему верно своему лидеру, но его разнородность с приближением к 2024 году будет давать знать о себе все в большей степени.
В этой ситуации Путин не может не понимать, что среди этого самого окружения не так уж много найдется людей, именно - способных, а не желающих однажды взять рычаги управления страной на себя, поставив при этом во главу угла интересы страны и ее граждан, а не собственные политические амбиции и бизнес-интересы своих групп. И что даже в среде своих «присягнувших» он становится в политическом смысле все более одиноким - риски, связанные с попытками «соратников» использовать его доверие в своих узкоклановых интересах в условиях «Большого трансфера», в перспективе будут только возрастать.
Не то чтобы в нынешней политической и бизнес-элите все желают его скорейшего ухода (скорее - даже наоборот), но при этом все уже давно задумываются над тем, в чьих руках в дальнейшем окажутся гарантии обеспечения их интересов, и как они сами могут на это повлиять. Но повлиять можно лишь - повлияв на самого Путина. Поэтому с высокой долей вероятности можно спрогнозировать затяжной процесс «зачистки» ближайшего окружения Президента - из числа тех, кто будет в этом плане проявлять излишнюю «настойчивость». В человеческом плане друзья так и останутся друзьями, но, что касается политики, то здесь, как и в бизнесе - понятие дружбы условно как нигде.
Но даже ни заблаговременный старт операции «Преемник» как факт сам по себе, ни возможный переход к «коллективному разуму и ответственности» (что все же не будет исторически характерным для российской политической системы с точки зрения ее равновесности и устойчивости), ни перекраивание нынешней Конституции и системы власти под «нового себя» в процессе поиска будущих лидеров России и смыслов для власти и страны, вряд ли смогут вывести Владимира Путина из этого гипотетического состояния внутриполитического одиночества до разрешения главной проблемы.
Главная проблема внутриполитического одиночества Путина - это отсутствие на сегодняшний день равных ему по силам и возможностям как в стане единомышленников, так и среди оппонентов. Пока ни одна из предполагаемых на сегодня кандидатур в «преемники», по сути, не способна в той же степени перехватить на себя функции «каркаса» существующей системы сдержек и противовесов, чтобы с минимумом издержек взять под контроль существующие центробежные силы, будь то либералыVSсиловики или еще кто-то (если, конечно, одному из потенциальных «преемников» не обеспечить в оставшиеся несколько лет карт-бланш не только в виде его статусного опубличивания, но и посыла соотвествующих сигналов всем остальным акторам «Большого трансфера»).
Таковой (или таковые) могут появиться не из числа «старых проверенных кадров» (там все достаточно предсказуемо по возрасту и степеням влияния), а из состава новых формируемых (не без участия самого Путина) элит, умеющих работать в большой команде в (возможно) принципиально новой системе координат. И контуры того, что из всего этого может получиться в случае признания данного варианта транзита власти в качестве основного, начнут обозначаться уже в ближайшие полтора года. И не только в личностном, но и (не исключено) - в институциональном смыслах...
https://t.me/kremlebezBashennik/9096