Нижний Новгород, HPC 2009, образование и проч.

Nov 04, 2009 01:27

В минувшее воскресение я вернулась из Нижнего Новгорода, куда была направлена как участник молодежной школы в составе делегации из 14 человек от Владимирского Гос. Университета. Фактически по следам этой школы в моём родном ВлГУ вчера и сегодня проходила конференция «Высокопроизводительные Параллельные Вычисления на Кластерных Системах».

Я была на пленарных заседаниях конференция оба дня, сегодня такое заседание плавно перешло в своего рода круглый стол по итогам конференции и, собственно, закрытие конференции.

Попробую ниже высказать несколько слов по поводу всего произошедшего.
*Дальше убрано под кат, ибо много получилось*

1.         Нижний Новгород (город).

i_am_war, мнение о Вашем городе более чем положительное. Хоть, если и быть честной, мы его толком не успели изучить, но то, что мы  увидели, произвело большое положительное впечатление. Чем-то мне этот город напомнил Питер и Москву, слитые воедино, причем, Питер он мне напомнил в большей степени. Особенно Большая Покровская улица. Целиком пешеходная, застроенная старинными домами, со множеством городских скульптур - очень красивая улица. Если бы не жуткая метель в конце недели - гуляла бы по этой улице очень-очень долго. Но холод, ветер и снег вынуждали меня и моих друзей совершать довольно короткие по времени пешие рейды от Пушкинской,8 до Кремля. Нижегородский Кремль это очень внушительная крепость. И словами тут не передать. Нужно увидеть самому или хотя бы посмотреть фотографии.
К сожалению, мои фотографии лежат сейчас на винте у начальницы, потому что были использованы 2 флэшки по 2 гига, причем, одна использовалась два раза, а имеющаяся у меня рабочая флэшка вмещает в себя всего 4 Гб. Как только встречусь с ней и заполучи свои фотографии, сразу выложу годную для этого часть.
 2.         Нижний Новгород (Школа, ННГУ). 

Начну с хорошего, с благодарностей организаторам. Вряд ли они это прочтут, но не в этом суть. Просто нельзя не сказать спасибо людям, которые так четко и грамотно организовали столь сложное мероприятие. На школу приехало более 70 участников со всей страны - от Питера до Хабаровска. Вру, был даже один парень из Австрии.

Занятия у нас вели лучшие ученые и разработчики ПО, которые тоже съехались со всех концов нашей необъятной Родины.

Организовать процесс таким образом, чтобы целую неделю всё это функционировала без сбоев (мелкие огрехи не в счет  - они не превысили допустимый минимум) - это большого труда стоит. Всех участников встретили, зарегистрировали, выдали раздаточный материал. Под проживание были выделены номера в гостинице «Академсервис». Так же ННГУ оплачивал нам обед и кофе-брейки, проходившие в до и послеобеденные перерывы между занятиями.

Сами занятия проходили в отлично оснащенных аудиториях, позволявших в полную силу использовать доступные средства мультимедиа в образовательном процессе.

Скажу честно, от того, какие знания нам там преподносили и тех условий, в которых это происходило, у меня был некоторый шок. Настолько высоким для меня был уровень всего происходящего.

За эту неделю я узнала столько новой информации, что, боюсь, соответствующая дисциплина в учебном плане моей специальности в следующем семестре будет просто не в состоянии охватить всего того, что я теперь знаю. Я видела программу и она меня не радует.

3.         Суперкомпьютеры. 

Признаюсь сразу - на школу отправлялась с весьма и весьма смутным, местами обывательским, представление о том, что ж это за зверь такой - суперкомпьютер. Словосочетание «параллельно программирование» вообще вызывало священный трепет. Поэтому, всё высказанное ниже - моё ИМХО на основе услышанных в Нижнем Новгороде лекций.

Итак, что мы имеем - мы имеем постоянно и очень динамично меняющийся рейтинг суперкомпьютеров в мире, так называемый TOP 500. Так же у нас есть рейтинг суперкомпьютеров по странам СНГ, он же TOP 50.

В рамках школы мы узнали, что в МГУ планируется построить новый суперкомпьютер на 0,5 PFlop/s. Особо вдаваться в технические подробности не буду, скажу только, что уже имеющийся там кластер СКИФ МГУ Чебышев представляет из себя трех этажное сооружение, на поддержание деятельности которого уходят огромные объёмы энергии -  номинальное энергопотребление компьютера  составляет 330 кВт, а общее энергопотребление комплекса  - 720 кВт(сколько компьютер потребил, примерно столько же он и выделил - нужна система охлаждения, пожарной защиты и т.д.). Вспомните свои счета за электричество. Хорошо так кушает машина с пиковой производительностью в 60 TFlop/s, правда?

А сколько буде есть машина в 0,5 PFlop/s? Уж явно не меньше. Значит, надо обеспечивать новый компьютер большим количеством энергии с бесперебойным поступлением. В пределах садового кольца сделать это все же несколько проблематично.

В США задачу с энергопотреблением решили просто - крупные суперкомпьютеры располагаются в непосредственной близости от электростанций и вроде как всё хорошо. Но это в США.

Другой вопрос, возникший в голове после ряда лекций - вот создаются, обновляются такое огромное количество сложных, ресурсоемких машин. Создаются повсеместно. География у стран-участников TOP 500 весьма обширная. Это же касается и TOP 50 СНГ. В моём родном ВУЗе стоит СКИФ Мономах.

Зачем?

Я не спрашиваю зачем вообще нужны суперкомпьютеры. С этим вопросов сейчас уже ни у кого не возникает. Я спрашиваю зачем нам столько мощных вычислительных комплексов, если мы не можем обеспечить им всем полноценную загрузку работой? Мы создаем новые машины, тратим большие(очень) деньги, а при всём этом даже уже имеющиеся у нас компьютеры не получают полноценной загрузки. Я рассуждаю из того, что вижу у себя во ВлГУ и того, что услышала в ННГУ. За все время работы Мономаха в стенах ВЦ ВлГУ он ни разу не был серьезно загружен работой. 8 элементов для студенческого использования не в счет. Почти никто из студентов ВУЗа не понимает, зачем нам этот агрегат. Зато все знают, что это круто.

Когда мы сидели на лекциях по OpenMP в ННГУ, мы имели возможность наблюдать за работой их кластера. Кхм, первые два раза там работал один элемент в одной стойке, в четверг работала целая стойка.

Я ни в коме случае не умоляю той работы, которая проделывается с помощью этих систем. Нет! Я сама очень хочу научиться работать с многопроцессорными системами, и присоединится к тем, кто уже сейчас имеет с ними дело. Но я не понимаю смысла того, что суперкомпьютеры, особенно кластерного тип, растут с недавних пор по стране и миру как грибы после дождя.

Машина должна работать, иначе её существование лишено смысла.

Не лучше ли боле активно развивать Grid-технологии, Cloud Computing, позволяющие объединить имеющиеся сейчас системы в одну большую, способную моделировать и обсчитывать самые  сложные модели и процессы?

4.         Образование, высокопроизводительные вычисления и параллельное программирование. 

Этот пункт вытекает из двух предыдущих.

Начну с того, что опишу своё первое впечатление от начала занятий в Школе. Это можно сделать одной короткой фразой «Черт! Я ничего не знаю!». Как выяснилось, эта мысль долбилась не только в моей голове. Первые два дня я вне могла избавится от паники в форме «Мамочка, сколько же надо всего учить!..» и «Блин, какой же фигне нас учили эти три года!». Очень много информации приходилось воспринимать не имея по сути никакой твердой базы. Если бы не проект, который почти перед самым отъездом в Ниижний я делала вместе со своей начальницей, и который заставил меня волей-неволей прочитать несколько статей и выдержек из книг по параллельному программированию, если бы не всё это - я бы и пятой доли не поняла из того, что нам объясняли. В то время как было не мало людей(прямо скажу, их большинство), которые именно что повышали уровень своих знаний в данной области. Это студенты и аспиранты ННГУ, СпбГУ, МГУ и многих других ВУЗов. На их фоне чувствовала себя просто школьницей. Хотя многие студенты были на курс-два младше меня.

Это я к всё к тому же вечному - как-то не очень у нас с образовательной системой. Передовая и основная для развития информационных технологий по всем соображениям специальность Прикладная Математика и Информатика три года подряд учит Паскаль и Делфи. Раньше я думала, что это судьба такая и программу не поменять. Но сегодняшнее общение с преподавателем из Зеленограда показало мне. Что это не судьба а карма нашего ВУЗа и факультета, ибо там они уже лет пять(!) как преподают на начальных курсах ПМИ С/С++. Блин, лучше бы нам Фортран давали, на нем хоть параллельные программы писать можно. Я уже молчу про Базы Данных, на лекциях по которым нам не объяснили основ и закономерностей построения оных, а просто заставили выучить синтаксис никому не нужного сейчас FoxPro.

А самая плачевная ситуация с архитектурой ЭВМ. Ну, нельзя работать с машиной, не зная толком, что и как внутри неё происходит. Тем более нельзя считаться хорошим программистом без этих знаний. А уж параллельное программирование без знания архитектуры рабочего компьютера вообще невозможно. Оно на нем основано.

Специальность ПМИ (да и не только она) нашего факультета изучала архитектуру ЭВМ на первом семестре в очень скомканной форме. Если бы не отец-радиоэлектронщик, фиг бы я что запомнила и поняла из услышанного там материала.

И это при том, что мне ещё повезло - у меня в школе была информатика и нам давали Паскаль в довольно полной форме, по-хорошему паскаль на этом должен был и закончится. Но ведь есть полно школ, в которых даже предмет такой - Информатика -толком не преподается.(Знаю точно о чем говорю - начальница сейчас преподает на курсах для 10 класса школы, с которой ВлГУ заключил контракт, т.к. информатики в школе вообще нет.)

И какие тут могут быть разговоры о развитии  у нас своих информационных технологий?..

Или другая сторона медали - факультет информационных технологий - очень обширная программа в сфере программирования и железа и практически никакая математическая база. И что это дает? Толпу кодеров, которые не могут решить поставленных перед ними производственных задач не в силу неумения или глупости, а в силу того, что учили-то их совсем другому. А от программиста сейчас требуется совершить весь путь решения задачи - от построения математической модели, до составления руководства по использованию готового программного продукта. И без хорошей физико-математической базы тут уже просто никуда.

Переходим ко второй части.

Ну вот, вытянули мы основное «программистское образование» на достойный уровень, начали готовить большое число параллельных программистов. Поставили, т.с. это дело на  поток. И снова возникает все тот же вопрос.

Зачем?

Снова поясню, я не к тому это спрашиваю, что, мол, вообще это все слишком мутное и нафиг никому не надо. Нет! Я прекрасно понимаю, что у нас сейчас сильная нехватка таких специалистов. Что это развивающаяся, перспективная отрасль. НО! Высокопроизводительные вычисления требуют огромных затрат всех видов. Требуются в основном в промышленности, медицине, погодном прогнозировании и т.д. но в основном это - сфера производства. А в каком у нас сейчас состоянии эта сфера? Ага. И кому будут нужны эти суперпрограммисты и суперкомпьютеры, когда их предложение превысит спрос? Да, на наачальных этапах они, как редкие специалисты будут очень восстребованны. А потом как?

Пока не будет поднята производственная сфера, в частности, промышленность, активное развитие суперкомпьютерных технологий и повышение грамотности людей в этой сфере, не будут приносить никакой выгоды ни людям, ни стране.

Вот такие выводы я сделала из произошедшего для себя.

Простите за неровное изложение мыслей. Знаю, что многие мои высказывания спорны. Если есть желающие обсудить какое-то из них - буду весьма этому рада.

hpc2009, путевые заметки

Previous post Next post
Up