У меня довольно непростые отношения с современным искусством. Есть работы и художники которые мне очень нравятся. А есть те, от которых остается ощущение, что автор просто пытается шокировать публику или доказать свою "уникальность" и непохожесть. Если я хочу быт
шокированной, я могу посмотреть документалку о жизни рабочих на китайских фабриках/нищих районах Африки и Южной Америки/жестокости европейских колонистов и т.д. Но лучше всего передает мое ощущение от таких работ вот эта цитата: "If you profess to like it, you're either susceptible to pseudo-intellectual tosh or you're simply lying."
Я могу долго рассуждать на эту тему, но мне бы все-таки хотелось поделиться впечатлениями об очень интересной выставке, которая проходит сейчас в Оклендской Галерее искусств под названием My Country, на которой собраны работы aboriginal и Torres Islands художников о традиционной культуре, которая старается выжить в окружении ценностей и образа жизни Белой Австралии. Меня всегда интриговали исконное население Австралии и их культура. В течение тысячи лет они жили в изоляции от других народов и поэтому сформировали уникальную культуру и очень глубокую связь со своей землей и племенем. Австралия, не смотря на свои чудные пляжи - это опасная и недружелюбная страна. Жара, пустыни и опасные животные не дадут расслабиться. Но коренные населения научились жить в гармонии даже с такой землей.
А потом пришли европейцы, которые всегда мнили себя (и до сих пор мнят), самой развитой цивилизации на планете. Как и в других уголках планеты, которых затронула колонизация, коренное население и его культура подавлялись. История взаимоотношений европейцев и коренных австралийцев полна крови и жестокости. Но не смотря на непростое прошлое, часть этой древней культуры сохранилась и, благодаря искусству, получила возможность объявить о себе.
На выставке представлены работы более сорока художников. Они предлагают альтернативный взгляд на историю и современность Австралии, так называемой the lucky country, сегодняшнее благополучие которой, как и многих других западных стран, построено на эксплуатации и несчастии других. Например, оказывается, что в некоторых штатах местные власти продолжали забирать детей из смешанных семей аж до середины 1960х годов для воспитания по западной модели. О таких страницах истории следует вспоминать, чтобы иметь более широкую перспективу на историю нации и человечества в общем.
Больше всего меня тронули работы, которые были созданы после того, как Премьер Министр Австралии Пол Радд принес официальное извинение the stolen generation (детей смешанной расы, которых изъяло государство для "оцивилизовывания") и их семьям. Кому-то это извинение показалось недостаточным, а кто-то посчитал, что это был важный шаг на пути в лучшее будущее.
После выставки во мне вновь зажглось желание вернуться в Австралию для того, чтобы узнать больше о коренном населении и посетить места, связанные с их культурой и верованиями. Многие их них находятся в основном в опасных пустынных районах Западной Австралии и Северных Территорий, но для меня они являются сердцем Австралии, и думаю, что к нему стоит прикоснуться.