Об адаптивном значении веры в строгих богов

Feb 17, 2016 20:00

Оригинал взят у macroevolution в Об адаптивном значении веры в строгих богов
Любопытное исследование в области эволюционного религиоведения:
Вера в строгих и всезнающих богов коррелирует с честным поведением по отношению к незнакомым единоверцам

Протестировав представителей восьми народов с разных концов света, психологи обнаружили связь между представлениями о богах и склонностью по-честному поступать с незнакомыми единоверцами. Внутри каждой из восьми выборок люди, верящие, что бог наказывает людей за плохое поведение и что ему известны их помыслы, честнее вели себя по отношению к незнакомым единоверцам, чем люди, сомневающиеся в божественной строгости и всеведении. По мнению исследователей, эти результаты подтверждают гипотезу о том, что вера в строгих, всеведущих богов, следящих за моральным обликом людей, способствует расширению человеческой социальности и формированию больших, сплоченных обществ.

Изученные общества:

Популяция
Экономика
Моралистический бог
Местный бог или дух
n

Прибрежные жители о-ва Танна (Вануату)
огородничество
Христианский бог
Дух садов (Тупунус)
44

Хадза (Танзания)
охота
Небесное существо (Хайне)
Солнце (Ишоко)
68

Фиджийцы индийского происхождения (Lovu на о-ве Нгау)
работа по найму
Бхагаван (индуистский бог)
нет
76

Население внутренней части о-ва Танна
огородничество
Бог-творец Кастом и культурный герой Калпапен
Дух садов (Тупунус)
76

Индуисты о-ва Маврикий
работа по найму, фермерство
Шива
Дух (Нам)
94

Жители деревушки Пескуэйро в устье Амазонки (Бразилия)
работа по найму
Христианский бог
дева Мария
77

Тувинцы (Кызыл, РФ)
работа по найму, скотоводство
Будда Бурган
Духи-хозяева
81

Коренные фиджийцы с островов Ясава
рыбалка, фермерство
Христианский бог
Духи предков
75

...Подтверждают ли полученные результаты гипотезу о том, что склонность к религии является полезной адаптацией, развившейся у наших предков под действием отбора? Едва ли. Ведь стремительное распространение культур, основанных на религиях с карающими и всеведущими «моралистическими богами», произошло совсем недавно - в историческое время. Проявляли или нет боги палеолитических охотников-собирателей склонность к морализаторству, наказывали они своих подопечных за плохое поведение или нет - мы точно не знаем. Судя по богам современных охотников-собирателей, таких как хадза (чья религия вообще имеет довольно минималистский характер), а также по старинным «местным богам» изученных социумов, не исключено, что многие из этих богов не очень-то интересовались добродетельным поведением людей, тем более - по отношению к незнакомцам. Проведенное исследование само по себе не дает оснований утверждать, что такие боги способствуют сплочению социума. Скорее, оно позволяет предположить, что эволюционные причины развития у гоминид склонности к религиозному мышлению связаны с чем-то другим (здесь можно вспомнить гипотезы о «вирусах мозга» и «побочном продукте», см.: Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?, «Элементы», 28.10.2008).

Появление экспансионистских религий с карающими «моралистическими богами» правильнее рассматривать как результат культурно-социальной, а не биологической эволюции. При этом, как обычно, культурная инновация развилась на основе более древних культурных традиций, которые, в свою очередь, опирались на эволюционно обусловленные свойства нашей психики, такие как неупорядоченная телеология (склонность толковать любые события как результат чьих-то действий и сознательных намерений), гипертрофированная способность к моделированию психики других людей (theory of mind) и к социальному обучению (см.: Детские ошибки помогают понять эволюцию разума, «Элементы», 07.10.2008).

Читать полностью

статьи

Previous post Next post
Up