Как уже многие из вас знают, уже полгода я помогаю своему другу Мите
aleshru в его благотворительном проекте "Нужна помощь". И вот пару недель назад мы с ним , а также с писателем и главным редактором портала "Свободная пресса" Сергеем Шаргуновым
shargunov поехали в Ярославскую область по делам нашего проекта.
Статью о Сергея о поездке вы можете прочитать либо на сайте МК
http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2013/06/03/863746-sirota-v-rossii-ne-zhilets.html , либо купив сегодняшнее печатное издание.
Думаю ни для кого из вас не секрет, что в России много детей живут в детских домах, попали они туда по разным причинам, от кого-то отказались родители ещё в детстве, у кого-то умерли, а у кого-то родители в силу разных причин либо лишены родительских прав либо ограничены в правах, но объединяет всех этих детей то, что в конечном итоге они стали практически никому не нужны.
Также думаю многие из вас знают, что очень много благотворительных организаций, отдельных граждан, крупных компаний, политических партий и т.д. помогают детским домам. Во всяком случае сейчас, наверное, в радиусе 1000 км от Москвы вряд ли можно найти детский дом, в котором действительно были бы очень плохие условия жизни.
Дети теперь, как это было, скажем, 15 лет назад, не ходят в обносках или во всем одинаковом с рынка, благодаря благотворительности в детских домах есть и мебель, и интернет, и игрушки, и различные электронные устройства, у многих детей дорогие телефоны, айпады и прочее. Однако, подарив сироте айфон, ты не решишь его проблем ни в данный момент ни в будущем. Благодаря айфону он не сможет обрести ни семью, ни нормальных родителей, не получит право на хорошее образование и не сможет выменять его на собственную квартиру.
А проблем у детей в детских домах действительно много, они зачастую не здоровы в силу плохой наследственности, они сложно социализируются, не знают, как прожить в реальном мире, ибо общество для них - это сотрудники детдомов и другие дети оказавшиеся в них. Выпускаясь из детского дома, подросток должен сразу же решить несколько невероятно важных проблем, - где жить, где учиться, где работать, с кем общаться, как строить свою дальнейшую жизнь. Мы с вами решаем эти проблемы постепенно, пока взрослеем, нам в их решении помогают родственники, друзья, одноклассники, и, вообще, все наше окружение. А на детдомовцев, которые взрослели в не слишком естественных условиях, все сложности жизни обрушиваются моментально, как только они выходят из детского дома во взрослую жизнь.
Во многих детдомах благодаря сотрудникам, преподавателям, соцработникам и другим специалистам дети получают некие навыки общения с внешним миром и частично оказываются подготовленными. Скажем, они уже общались с ребятами из других школ, у них есть некоторое количество друзей, они знают как убирать квартиру, мыть посуду, готовить и т.д. У кого-то получается найти себе достойную работу, получить образование, завести семью. А кто-то после выпуска остаётся висеть на шее преподавателей, которые стараются помогать им до последнего. Надо понимать, что, несмотря на фактическое совершеннолетие, многие из них еще долго остаются детьми. Во-первых, не каждый из нас может сказать, что знал в жизни все к 18 годам и мог поступать мудро и правильно, но у нас с вами было к кому обратиться за советом, помощью, родители часто нас наставляли на путь истинный, выбирали нам университет, оплачивали учёбу, пристраивали на работу, давали деньги на карманные расходы, уберегали от опасностей и неосторожных шагов, так ведь?
А у ребёнка ,вышедшего из детского дома, очень слабое представление о внешнем мире, о своих правах, о плохом и хорошем, о том ,что правильно или неправильно, ему зачастую некуда обратиться за помощью. Как признаются сами преподаватели, часто бывают случаи когда они выпускают детей в никуда, когда бывший детдомовец вступает в самостоятельную жизнь без собственного жилья, не поступив ни в какое учебное заведение, когда у него нет работы, одним словом, когда ему негде и не на что жить.
Согласно российскому законодательству ,а именно ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» :
http://base.garant.ru/10135206/,а также законам субъектов федераций, основанных на нём и других нормативно-правовых актах, дети имеют право либо на получение нового жилья, либо на жилье по договору соц.найма, либо на выделение доли и выделения жилья в том месте, где ребёнок был прописан.
Но как и во всех других отраслях нашей жизни, зачастую написанное на бумаге и закрепленное законодательством право разительно отличается от того, что происходит на самом деле.
Приехав в Ярославль, мы пообщались с руководителем одного из детских домов, а также с воспитателями и соцпедагогами, которые уже в течение 15 лет занимаются детьми из детских домов и не понаслышке знают о проблемах выпускников, потому что им зачастую приходится содержать своих воспитанников на собственные средства ещё несколько лет после выпуска и помогать вставать на ноги.
Они рассказали нам про то, как 15 лет назад многих детей к ним привозили прямо из подвалов, где те жили, пили, курили, токсикоманили. Сейчас безпризорников меньше, но проблем в неблагополучных семьях, откуда дети попадают в детские дома, меньше не стало. Елена Иринеевна - руководитель детского дома, рассказывает о том, что первых выпускников практически в 90% случаев отпускали в никуда, а значит, они либо возвращались в дом к родителям, то есть , в притон алкоголиков, либо шли на улицу, либо их селили в каких-то бараках, где они были когда-то прописаны, но так как их родители уже умерли, то эти места превратились в неприспособленные для жизни халупы. Сейчас же, благодаря принятию новых законов ситуация стала меняться, но, увы, не кардинально, так как по-прежнему большая часть выпускников либо остаётся без жилья, либо вынуждена годами перебиваться по общежитиям, либо возвращается в неблагополучные семьи или в нежилые халупы.
С 1 января 2013 года в закон внесли изменения, по которым жизнь выпускников дет.домов должна измениться в лучшую сторону, а именно для них будут строить новое жильё и давать квартиры. Но как говорят сотрудники дет.домов, начется подобная программа не раньше 2014 года, да и как реализуется неизвестно.
По неофициальной статистике, на данный момент лишь 10%-20% процентов выпускников детдомов благополучно выбиваются в люди, остальные же в силу навалившихся на них проблем спиваются, становятся наркоманами, ворами, попадают в тюрьмы, кончают жизнь самоубийством.
Подробнее о том, с чем приходиться сталкиваться выпускникам детдомов, можно прочесть в расследовании издания Свободная Пресса:
"В прошлом году в стране были обеспечены жильем лишь 22 454 бывших детдомовца, остальным 72 300 сиротам крыши над головой не досталось. К такому выводу пришла Счетная палата РФ"
http://svpressa.ru/society/article/63766/ а также в статье «МК», опубликованной на сайте одной из благотворительных организаций, пытающихся решить эту проблему:
http://jyravlik.ru/content/view/49 "Прошло 10 лет. Не так давно Лида вернулась домой. В совершенно разваленном доме на земляном полу стояла буржуйка, возле которой грелась спившаяся мать. По-прежнему не было света, тепла, газа. И долг за коммуналку - тысяч 100."
Но даже в тех случаях, когда детям перепадает жилплощадь получше, они часто становятся жертвами жуликов или бандитов, или попадают в руки специализирующихся по таким делам "чёрных риэлторов".
Анастасия Викторовна, социальный педагог одного из детских домов в Ярославле, рассказывает, что 5-10 лет назад произошел целый всплеск преступности, рейдерских захватов квартир и подписания фиктивных договоров. Выпускников детдомов вводили в заблуждение, им угрожали, иногда силой выкидывали на улицу, предварительно заставляя подписать договоры купли-продажи или передачи прав на имущество. Зачастую в роли "чёрных риэлторов" выступают ближайшие оставшиеся родственники, которые сначала отдали ребёнка в детдом, где за 10-15 лет он стал для них чужим человеком, а потом, когда поняли , что тот может претендовать на жилплощадь, то выписали его из квартиры.
История Валеры Савина.
Валере 20 лет, в 2 года он попал в детский дом, что стало отцом он не знает, знает лишь, что у него есть мать, ограниченная в правах из-за психологического заболевания, бабушка, которая не считает Валеру родным внуком из-за отца и старший брат от первого брака мамы, которого в детстве почему-то не отдали в детдом, а его отдали...
Выпустившись из детдома, Валера поехал в "родные пенаты", где в 2-х комнатной квартире ему полагалась комната, но по приезду узнал, что за год до этого бабушка и мама его уже успели выписать и видеть не хотят.
Вариантов выхода из такой ситуации немного - либо надо идти в полицию, и мямлить что-то о правах на жильё, а тебя оттуда либо посылают, либо, проверив факты, говорят, что номинально выселение было законно. Дальше можно идти к юристам, писать исковые заявления, жалобы, обращаться в суд и т.д. Денег на услуги профессиональных юристов у тебя нет, на район лишь 1 бесплатный соцюрист, который физически не успевает все делать, самостоятельно иск правильно ты не напишешь.
Какие ещё варианты??? Обратиться к друзьям за помощью, за деньгами? или попроситься обратно в детдом жить еще на несколько лет?
Надо не забывать, что зачастую круг общения таких ребят составляют лишь такие же выпускники детдомов с такими же проблемами и их воспитатели, зарплата которых не сильно может помочь в подобной ситуации.
Есть ещё один вариант: поступить в какое-нибудь учебное заведение, где есть общежитие. Можно долго говорить о том, что это существенно сужает круг мест для поступления и ограничивает право ребёнка на получение образования, но, когда у тебя нет крыши над головой, выбрать не приходиться. Так Валера и сделал.
На фото вы можете видеть Валеру Савина, его девушку и сына.
Валера поступил в ПТУ #33 ,находящееся в ПГТ (Посёлок Городского Типа) Семибратово, на специальность сварщика, за время обучения завёл семью, однако найти достойную работу с окладом, позволяющим снимать или купить собственное жильё и обеспечить семью, он не смог. У девушки ситуация не лучше, она сидит с ребёнком, у родителей в деревенском доме прописано 27 человек, из которых проживает 11 (бабушки, тёти, братья, сестры с детьми и т.д.) В общем, Валера, его девушка и их сын живут в комнате общежития втроём. Проблема, однако, заключается в том, что, когда Валера закончит обучение, из общежития придётся съехать, а куда - неизвестно. Валера надеется найти работу по специальности на японском заводе, не так давно открывшемся под Ярославлем, или уехать на север работать вахтенным методом, чтобы заработать денег на содержание семьи. Уезжать от семьи ему, может быть, и не хочется, но в среднем аренда однокомнатной квартиры в Ярославле, по словам местных жителей, стоит 12 000 рублей, а зарплаты по городу не такие уж высокие, особенно у сварщиков. Если же Валера не сможет снять жилье, то примерно через месяц ,28 июня он с семьёй окажется на улице.
История Елены
Лене 27 лет, родом она из села Поляны , недалеко от Сосногорска, в республике Коми. В 8 лет она попала в детский дом в Ярославле, родителей почти не помнит, последний раз мать вспомнила о ней 10 лет назад, когда прислала телеграмму что их барак сгорел, а вскоре после этого мама умерла. Когда Лена выпустилась из детдома, ей сказали что прописана она под Сосногорском, куда ей и следует ехать жить, однако ни денег на билет, ни желания приезжать к обгорелому бараку у Лены не было.
Она поступила в сельскохозяйственный колледж, который вполне успешно закончила, устроилась на работу ,снимала квартиру, жила в своё удовольствие, для себя. Вскоре Лена ушла с работы, и у неё появился ребёнок, однако с семейной жизнью не сложилось. Лена была вынуждена обратиться к друзьям и соцпедагогам из детского дома, который она окончила , и переехать в общежитие.
Условия в общежитиях я думаю всем известно какие, живет на 4 этаже, куда надо подниматься с ребёнком, душ общий в подвале и кухня общая на этаже. Комната небольшая, в ней помещаются шкаф, кровать, комод, он же пеленальный стол, и детская кроватка. Однако за эти блага каждый месяц надо платить 4 500 рублей, а единственный доход молодой мамы - это дотация на ребёнка 2 400 рублей. Разницу приходиться либо одалживать, либо ее для Лены всем миром собирают работники детского дома и приносят ей вместе с продуктами. Какие мизерные зарплаты у работников детдома, я думаю, вы тоже представляете...
В общем, на данный момент долг за общежитие у Лены составляет 9 000 рублей, не считая других долгов. Если она его не погасит его до 1 июля, то ее с ребёнком выкинут на улицу.
Такие истории, как у Валеры и Лены, не единичны по Ярославлю и области, только за 1 приезд мы узнали ещё о четырех мамочках, которые также живут в общежитиях, и которых кормят педагоги детдомов . Также есть пара ребят, которые уже получают второе среднее профессиональное образование, только ради возможности остаться в общежитии.
Есть ещё город Рыбинск и вся Ярославская область, до которой мы ещё не успели доехать. Есть истории про беременную девушку-дауна, выпускницу детдома, жившую в подвале, пока её временно не приютила одна женщина, истории про мальчиков и девочек, которые оказались на улице, которых обманули или выгнали родители, или те истории, у героев которых на бумаге есть жилплощадь, а на деле - землянка или обгорелый барак. Ну а в стране подобных историй я думаю десятки тысяч.
Мы можем долго ругать государство, власть, бюрократию, законы, наплевательское отношение к человеку и прочее, но ситуацию это не изменит.
Мы можем писать в комментариях и говорить подобным юношам и девушкам в лицо, - о чем вы думали, когда заводили детей, но ситуацию это не изменит.
Мы можем прочитать этот пост до конца, посетовать на то, какая хреновая у ребят жизнь, рассказать при случае друзьям или подумать , что меня это не касается, но ситуацию это не изменит.
Мы можем долго кричать о том, какой это ужас и рассказывать всем эти истории, но ситуацию это не изменит.
В результате мы получим лишь то, что появится ещё одно поколение отданных в детдом детей, которые будут жить без родительской ласки и их будет ожидать похожая судьба, а их юные родители, которых мы с вами могли спасти , помочь им в трудную минуту и направить на путь истинный, останутся на улице, жизнь их покатится по наклонной плоскости и закончиться неизвестно как и где.
НО МЫ МОЖЕМ И ПОМОЧЬ ДВУМЯ СПОСОБАМИ, СДЕЛАВ ЛИШЬ ПАРУ ПРОСТЫХ ДВИЖЕНИЙ.
1. Юридической помощью всем этим ребятам занимается Ярославский юридический центр Фемида, которым руководит замечательный человек Дина Витальевна Лапаева, За 10 лет успешной работы по проблемам выпускников она спасла не одну человеческую судьбу и решила жилищные проблемы очень и очень многих ребят.
Наш проект "Нужна Помощь" собирает деньги на оплату работы юриста на постоянной основе, который будет заниматься исключительно проблемами выпускников детских домов. На работу новый юрист уже вышла с 1 июня. Сколько времени она проработает и сможем ли мы расширять штат подобных специалистов, напрямую зависит от того, сколько денег мы соберём на оплату их работы. Подробнее о деятельности юридического центра Фемида и о том, как перевести деньги, вы можете узнать здесь:
http://nuzhnapomosh.ru/lapaeva-currator-letter/ Чтобы вы могли представить себе, что дает людям успешная помощь юридического центра «Фемида», мы сняли интервью с Игорем, которому 18 лет, и он только недавно выпустился из детдома. Вовремя оказанная помощь позволяет ему не ломать голову , решая, где получить жилье, а спокойно продолжать учиться.
Click to view
P.S. Всё это время центр помогал бывшим детдомовцам на собственные средства и по собственной инициативе, урывая время от других своих дел, мы же можем поставить оказание помощи на постоянный поток. Более того , в данный момент Дина Витальевна выкупила участок земли под Ярославлем, где совместно с выпускниками детдомов она собирается строить центр временного размещения для ребят, оказавшихся в подобной беде. Так как судебные тяжбы и рассмотрения дел и жалоб тянутся месяцами и годами, ребятам надо где то жить.
2. Можно непосредственно помочь Лене, Славе и другим мальчикам и девочкам.
В данный момент мы знаем о четырех молодых мамах из Ярославля и о двух ребятах, оказавшихся в таких же ситуациях, как Лена и Слава.
Их юридическими делами центр Фемида уже занимается, и по делу Славы подано исковое требование о признании незаконным его выписки из дома, после чего будет подан иск о разделении жилплощади между ним и его семьёй.
По делу Лены отправлен запрос в Сосногорск, по которому получен ответ о том, что она по- прежнему зарегистрирована там.
Центр Фемида и Дина Витальевна будет в судебном порядке требовать признания жилья непригодным и выделения Елене с ребёнком жилья по месту жительства в Ярославле. По делам остальных также ведётся работа.
Однако, всё это требует времени, а ребят уже скоро выгонят на улицу. Денег для них, как фонд, мы собирать не можем, так как у нас другие цели и задачи, однако, если кто-то готов им помочь материально, мы можем связать вас напрямую с ребятами, либо с соцпедагогом, который продолжает курировать их после выпуска из дома, чтобы вы смогли перевести им деньги.
Четырем молодым мамам нужно, как минимум, 216 000 рублей, это оплата их комнат в общежитиях на ближайший год, кому-то нужно продержаться чуть больше, кому-то чуть меньше, все зависит от возраста детей, когда тем исполнится полтора года, их можно будет отдать в садик, а матери пойдут работать.
Двум ребятам нужны деньги на ближайшие 2 месяца, до того момента как они найдут работу, чтобы не оказаться на улице. Кроме того, если эти строки читает кто-нибудь из Ярославля, и вы можете предложить им нормальную работу, то это было бы очень и очень здорово.
Если есть ещё какие-нибудь идеи или желание помочь, то вы всегда можете писать на a.aivazov@nuzhnapomosh.ru и звонить 8-926-456-49-24.