"Уроки Риторики и Ораторского Мастерства"
"Передвижение по аудитории""
Задача оратора - быть в центре внимания (всегда быть центральной фигурой, а не фоном). В этом случае слушатели смотрят на оратора, а не на ворон за окном. И как следствие больше шансов, что выступление услышат, поймут, запомнят!
Движущийся объект в семь раз сильнее привлекает внимание.
Точно так же и движущийся оратор лучше притягивает и удерживает внимание аудитории.
Помимо удержания внимания, грамотные передвижения по сцене позволяют достичь несколько дополнительных целей:
Дополнительная польза от передвижений:
Сбросить избыточное волнение. Если от страха дрожат коленки, то лучше всего сжечь этот переизбыток волнения начав ходить. Несколько шагов по сцене - и лишнее волнение уходит!
Справиться с трудным слушателем. Если кто-то в зале слегка шумит и буянит - то опытные ораторы восстанавливают порядок, просто приближаясь к "вредному слушателю".
- Наверное, помните, как моментально затихает студенческая аудитория, когда лектор "идет в народ". Тишина и спокойствие восстанавливаются мгновенно!
Захват выгодной позиции:
- Если перед вами выступал занудный лектор то, встав на то же место, вы будете ассоциироваться с ним. Лучше отойти на несколько шагов от этого, замусолившего взгляд пространства.
- Если перед вами выступал яркий, успешный оратор - то можно перетянуть часть его славы к себе, встав и начав выступать из того же места что и он. Если в кабинете, где проходят совещания вы встанете на то место откуда обычно выступает ген-директор - то ваше выступление бессознательно будет восприниматься как более значимое.
- У священников есть место где они проповедуют, где они исповедуют, где крестят. Точно также у опытных руководителей есть разные места в их кабинете в которых они ругают или хвалят подчиненных или просто доносят информацию.
Грамотный оратор легко умеет перемещаться в пространстве и менять свою позицию.
Основные правила при движении:
1. 30% на 70%. Двигаться конечно полезно, но без фанатизма - не нужно мельтешить. Поэтому в среднем оптимально, когда вы только 30% времени находитесь в движении и 70% времени спокойно и стабильно стоите.
Важно понимать, для чего вы ходите: чтобы привлечь внимание, чтобы сбросить волнение, чтобы утихомирить трудного слушателя если ничего этого делать не нужно, и вас и так внимательно слушают - то достаточно ходить только 5% времени, и 95% времени спокойно стоять.
2. Лицом к аудитории. Основная опасность при передвижениях - это начать двигаться спиной к аудитории. Корпус должен быть все время развернут к слушателям!
3. Разнообразие траекторий и скорости. Если оратор движется однообразно как маятник - то это уже не привлекает внимание, а усыпляет, надоедает. Следует менять траекторию, скорость движения. Двигаться не только влево вправо но и приближаться к аудитории, иногда удаляться
4. Фиксация в конечных точках. Важно чтобы оратор четко фиксировался в конечных точках (в основной позе оратора). Иначе ощущение нестабильности. Постоянного пританцовывания, суеты, мельтешения.
5. Не пятиться назад. Если вы что-то говорите и при этом пятитесь назад - то это выглядит неубедительно. Поэтому назад передвигаться лучше во время пауз. А главные тезисы произносить приближаясь к аудитории.
6. Не переплетать ноги. Если ходить - то ходить красиво. Переплетающиеся ноги или приставной шаг - не лучшие варианты. Воспринимаются смешно и неуверенно.
Информация предоставленна:
Сергей Шипунов
Руководитель и ведущий тренер
Тренинг-центра "Оратор"
Shipunov@Orator.biz www.orator.biz