В концертном зале училища искусств сегодня аншлаг, что совсем не удивительно. Все мы с нетерпением ждали этого события. В прошлом музыканты Уфы, а ныне, как отметила ведущая концерта Виктория Симонова - "граждане мира", преподнесли жителям нашего города - и профессионалам, и любителям симфонической музыки, красивый подарок к началу весны. Маэстро Валерий Платонов (заслуженный деятель искусств России, народный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска") и молодой, но уже состоявшийся виолончелист, лауреат множества международных конкурсов, Антон Павловский. Пермь + Москва = Уфа :)
Мы сегодня можем много говорить об этих музыкантах. О том периоде, когда Валерий Игнатьевич работал в Уфе и мы наблюдали удивительные премьеры и симфонические концерты, и всё это - только на высоком уровне. "В ночь лунного затмения", "Memento" С. Низаметдинова, "Ходжа Насреддин" Л. Исмагиловой, и многие другие. Наш дирижёр, наши композиторы, наша гордость... Симфонические концерты, скоро утвердившиеся как традиция, всегда с премьерами - незабываемо, ценно и значимо, когда оглядываешься немного назад. И тем более закономерным видится успех Валерия Платонова после Уфы - в Перми и за её пределами: множество премьер, сотрудничество с симфоническими оркестрами Мариинского и Большого театров и многих других.
А сегодня вечером в Уфе - много музыки в До мажоре, яркой, праздничной, искристой и весенней. Например, концерт для виолончели с оркестром Артюра Оннегера, в музыке которого легко сочетаются элементы необарокко и джаза. И, кстати, наступил момент, чтобы поговорить о солисте, Антоне Павловском. Те слушатели, которые приобрели в фойе перед концертом программу вечера, наверняка были удивлены таким количеством событий в его музыкальной жизни и тем, сколько всего уже сделано, сколько сыграно, в скольких городах и в сотрудничестве со сколькими выдающимися музыкантами мира… В повседневной жизни это человек, преисполненный благородства и скромности. По секрету добавлю, что в ССМК он был, наверное, единственным учеником, который за все годы учёбы не получил ни одного нарекания ни от одного преподавателя, и приносил учителям только радость и положительные эмоции. А самый главный его учитель, по специальности, Марк Данатович Афанасьев, который бережно пестовал и развивал его талант с пятилетнего возраста и до окончания колледжа, конечно, сегодня присутствует в зале, он и взволнован и горд за ученика одновременно, и к нему тоже после концерта многие подходят с поздравлениями.
Продолжая тему До мажора, хотелось бы добавить, что перед каждым произведением Валерий Игнатьевич рассказывал его краткую историю. Особенно интересна в этом отношении «Юношеская» симфония До мажор Жоржа Бизе, написанная композитором в 17-летнем возрасте в качестве дипломной работы к окончанию Парижской консерватории, за которую он получил золотую медаль (кстати, композиторы-выпускники, ау! у нас условия куда мягче: мы пишем на диплом только одночастные опусы!). Симфония пылилась в архивах библиотеки немногим менее 100 лет, пока не дождалась нового исполнения в 1935-м году, и получила вторую жизнь в виде одной из самых известных в мире балетных постановок: «Хрустальный дворец» Дж. Баланчина (1947, Гранд-опера).
Это то, что звучало во втором отделении концерта. А первое началось с 85-й симфонии Йозефа Гайдна, входящей в когорту шести «Парижских симфоний». Здесь мне вспомнилось, как, в период работы в течение нескольких лет концертмейстером в классе оркестрового дирижирования, мы со студентами не переставали отмечать, что это один из самых жизнерадостных композиторов, чья музыка полна юмора, внезапных переходов, динамических и темповых, разнообразия настроений, и даже в виде клавира - переложения в 4 руки - всегда звучит самостоятельно.
Тема Гайдна продолжалась в следующем, не менее гениальном произведении: Эдисон Денисов, вариации на тему канона Й.Гайдна «Смерть - это долгий сон» для виолончели с оркестром. Каждый раз, слушая эту музыку вновь и вновь, находишь в ней всё новые и новые детали, ранее не замеченные… А сегодня мне, как и многим другим, выпала радость слушать это произведение не в записи, а в живом исполнении, в высоком исполнении больших мастеров.
После концерта зрители долго не отпускают маэстро, стоя приветствуя музыкантов. А музыканты непростые - среди них много тех, кто были рядом с Валерием Платоновым в годы его работы в оперном театре Уфы, и сегодня было очевидно, что для них эта встреча не менее радостна, чем для нас, слушателей, и в этот вечер они с маэстро словно говорят на одном языке...
За кулисами долго не расходятся друзья и поклонники. Здесь и ведущая концерта, всеми любимая и уважаемая Виктория Симонова, и один из «виновников» события директор БГТОиБ Владислав Самойлов, и музыканты оркестра, и солисты театра, почитавшие своего дирижёра… Обмен впечатлениями, шутки, разговоры, автографы, фотографирование, спешные проводы Антона Павловского в аэропорт - « с бала на корабль»…
Есть надежда, что это только начало новой традиции, первую историю которой мы будем ещё проживать и переживать, прослушивая сделанные записи, просматривая фото, ожидая продолжения…
Послушать записи:
http://yadi.sk/d/Y0gQ-n4BKE6nHhttp://yadi.sk/d/um9aP-GdKE3b9 Посмотреть фото:
http://fotki.yandex.ru/users/seleanna/album/160090/?p=0