Как чеченцы из Игоря Бабаева деньги выбивали

Aug 23, 2009 01:16


Запоем прочитал автобиографию владельца группы «Черкизово» Игоря Бабаева: понравилось и про 70-80-е гг. (слова «без взятки система просто не работала» приобрели для меня смысл), и про особенности бизнеса 90-х. Ощущение, что читаешь одну из книг из серии «Намедни» Парфенова, только картинок мало. Жаль, что вы этого текста, скорее всего, не увидите. Сомневаюсь, что книгу будут продавать в магазинах - тираж не тот. Много интересных моментов, для вас, мои друзья, решил пересказать те из них, в которых Игорь Бабаев общается с известными персонажами, и его впечатления от таких встреч. Много букофф, поэтому текст бросаю под кат.



I. О Ельцине
II. Про Андрея Андреева, экс-владельца «Ингосстраха» и Автобанка
III. Про Константина Мирилашвили, владельца «Евросервиса»
IV. Про три встречи с Михаилом Ходорковским, экс-владельцем «Юкоса»

I. О Ельцине:
«…Он обладал сумасшедшим биополем власти. Источал энергию мужской силы. Это при том, что его здоровье в тот момент было уже основательно подорвано… Третья <встреча была> - в Кремле. Я был в составе делегации, включавшей московскую элиту. Дело было под Новый год, на приеме губернаторы представляли регионы России. Ельцин выступил с речью. Он был болен, до его ухода оставался год. В зале шептались: «Он очень плох, болен, дай бог, чтобы вышел и что-то сказал»… Ельцин закончил речь, взял рюмку, и пошел лично поздравлять присутствующих к столам. И все, кто говорил о его болезни, вдруг сами стали выглядеть больными, а он - здоровым. Он мощно и величаво держал свою рюмку, и все тянулись к нему с дрожащими руками, чтобы коснуться этой рюмочки президента. У меня невольно возникла мысль: кто же больной, в конце концов? Президент, или те люди, которые о нем только что так судачили».

II. Про Андрея Андреева, экс-владельца «Ингосстраха» и Автобанка:
«И тут заходит некто Андреев, бывший милиционер, неизвестно каким образом сумевший стать влиятельным, состоятельным человеком, основным владельцев «Ингосстраха» и Автобанка. <…> Я приехал в банк решать вопросы реструктуризации долга. А тут со мной какой-то «крестный отец» разговаривать собирается. На груди большой золотой крест, часы - в бриллиантах. Просто жаба в драгоценностях, а не мужик. Не успел я рот открыть, как он, не уронив ни «здрасьте», ни привет, тоном, не терпящим возражений, говорит:
- Ну, так. Ты $20 млн брал?
Я молчу, жду продолжения речи.
- Дружок, через две недели кладешь деньги на стол. Наличными.
<Бабаев говорит, что денег нет (дело было после августа 1998-го), Андреев выходит из кабинета>
Выскочил вон, а через мгновенье вошли, как потом выяснилось, два чеченца. По виду - законченные, как теперь говорят, «отморозки», клеймо негде поставить. У обоих пистолеты. Один сел напротив, другой зашел сзади. <…> Я понимал, что в банке меня, скорее всего, не убьют, слишком хлопотно. Впрочем, от этих выродков, как я сейчас думаю, всего можно было ожидать. <…>
Потом сведущие люди объяснили мне: за Андреевым стояла чеченская мафия. <…> Как мне потом рассказывали, Олег Дерипаска купил у него «Ингосстрах» и Автобанк. Перевел деньги на указанный счет. Однако они куда-то ушли мимо рук Андреева. Продавец кинулся к покупателю, но тот ему ясно сказал:
- Деньги переведены, а куда делись - сам разбирайся.
Получается, чеченская мафия обвела Андреева вокруг пальца. Правду говорят: Бог шельму метит. И наказывает.

III. Про Константина Мирилашвили, владельца «Евросервиса» (речь уже о современных событиях):
«Проходит время, мы скупаем в <Косторинском> районе <Курской области> паи. И тут выясняется, что на этой земле есть фирма «Евросервис» некоего Мирилашвили. Это люди из Петербурга, которые долгое время занимались ввозом куриных окорочков из США.
Губернатор <Александр Михайлов> оправдывается:
- Вы же понимаете, к нам уже пришел инвестор. Мы вроде бы договорились, к тому же он давит как-то. Вы же стреляться начнете (это губернатор так говорит (!) - воскл. АШ).
<…> Вскоре Мирилашвили попросил, чтобы его соединили со мной. Обычно я не вхожу в такие контакты, но в этот раз решил выслушать. В трубке на плохом русском прозвучало:
- Это наша земля, ми кровь выпустим за это…
Я прервал его:
- Слушай, господин. Земля не твоя, она пока принадлежит народу, пайщикам. Как они решат, так и будет. Все тебе доброго! - и положил трубку».

IV. Про три встречи с Михаилом Ходорковским, экс-владельцем «Юкоса»:
№1. «Ходорковскому было тогда чуть более двадцати пяти лет (МБХ родился 26 июня 1963 года - прим. АШ). Он был богат, известен, вращался в высших эшелонах власти. Это был сумасшедший взлет. Я помню свой визит в банк «Менатеп». <…> Я был во многих банках, но того показного богатства с некоторой долей шарма, которым отличался «Менатеп», не видел нигде.  Все было продумано: вход в банк, вход в кабинет Ходорковского, скульптуры, вычурная мебель, многочисленные кордоны, закрывающие «доступ к телу», на последнем рубеже - секретарь. Везде лепнина и золото, убеждающие любого входящего в богатстве банка и его владельца. Это сейчас подобные вещи могут восприниматься, как игрушки, а тогда все казалось невиданной роскошью. <…>
Мне нужны были деньги. Поэтому после обычных приветствий я сразу перешел к делу:
- Миша, помоги нам. Нужно $10 млн, максимум на полгода. Под текущий коммерческий процент. Возврат гарантирую.
- Нет проблем, - отвечает Миша. - Контрольный пакет в залог кладите и получите деньги.
Ничего себе, думаю. Это даже не акулья хватка, а что-то сказочное. Говорю ему:
- Мишенька! Я ведь прошу всего $10 млн, а контрольный пакет стоит около ста. Десятикратный залог - как-то негуманно выглядит.
- Хорошо. Как поступим? - спрашивает Ходорковский.
- Давай хотя бы блокирующий пакет, бог с ним.
Миша крепко задумался, что-то в нем боролось. Потом отказал».

№2. «Мы с <женой> Лидой поехали в Швейцарию. Гостиницу «Мон Пелира» недалеко от Лозанны нам порекомендовали друзья. Это пятизвездочный отель в горах, в глухомани, где нет тусовок, но есть хороший променад, прекрасная кухня и сервис, отличный фитнес и спа. <…> В восемь утра обнаруживаю в спортзале одинокую фигуру на беговой дорожке. Бежит старательно. Явно человек перед собой цель поставил: здоровье поправить и вес сбросить. Он был спиной ко мне. А когда обернулся: Миша Ходорковский! Подошел, приветственно похлопал по плечу:
- Привет, Миша!
К тому времени <1999 год> Ходорковский уже серьезно вошел в нефтяной бизнес. <…> Но Миша устал. То ли дефолт подверг его в уныние, то ли еще что-то, но он очень устал. Мы сидели в уютном баре отеля, пили коньяк, и он жаловался:
- Жизнь одна. Надо когда-то остановиться. Буду сейчас искать людей по найму, которые могли бы вести весь мой бизнес, а сам хочу отходить от этого. Все, хватит…
Я слушал и смотрел на его руки. Это были изнеженные, не мужские, холеные ручки. Очень трудно было, глядя на эти освобожденные от работы руки, понять, отчего же устал человек».

№3. «В последний раз мы встретились в Лондоне в 2002 году, на экономическом форуме. Я не узнал Ходорковского. Это был другой человек. <…> Это был человек, убежденный в своем непревзойденном величии. <…> Он уже не был уставшим, он открыл для себя новые горизонты. Михаил Ходорковский активно пошел в политику, видя себя в недалеком будущем президентом страны. Не знаю, когда и почему произошел этот перелом настроения, но он стал походить на человека, который схватил бога за бороду.
Это всегда предтеча каких-то несчастий».

собственники

Previous post Next post
Up