Вышло мое подробное (63 вопроса!) интервью с калининградским ритейлером Николаем Власенко - владельцем группы компаний «Виктория». По сути, в России только две региональные сети (кроме «уроженцев» Питера), которые смогли добиться заметного успеха (условно говоря, войти в топ-10): «Магнит» и «Виктория». Остальные или уже продались, или не выдержали испытания «дешевыми» деньгами.
Власенко - парень из очень небогатой семьи (рос без отца), четыре года ходил в море, в 90-е гг. преподавал в КВИМУ, по ночам занимался извозом - делом и сейчас весьма опасным, а тогда вовсе смертельным. А теперь его капитал «Финанс.» оценивает в $300 млн. Самый богатый калининградец. История успеха в американских традициях.
Выделю пару моментов. Во-первых, Николай полтора года был министром промышленности и туризма в Калининградской области. И сейчас может авторитетно рассуждать об истоках недавних митингов.
На ваш взгляд как уроженца Калининграда и бывшего министра промышленности, с чем связан рост протестных настроений?
- Калининград для России - заграничная территория. Мировой опыт показывает, что любая заграничная территория - как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. И она всегда либо подразумевает большую степень свободы, либо же ты вкачиваешь в нее огромные деньги. Иностранные государства на таких территориях обычно создают офшоры: финансовые, юридические. И тем самым придают импульс развития.
Но ведь у Калининграда тоже особый статус?
- В том и дело: 10 лет действовал закон об особой экономической зоне, который привлекал инвестиции. Но потом каждый год федеральное правительство фактически «откусывало» от этого закона льготы одну за другой. Наконец год или два назад появился новый закон об ОЭЗ, который предполагал окончание всех льгот по старому закону и оставлял лишь одну новую: ставка 0% по налогу на прибыль на шесть лет для инвестиционных проектов. Но ее недостаточно. Налог на прибыль появляется, когда есть прибыль. А если ее нет, то льгота не является мотивирующим фактором. Тем более, первые 6 лет - нулевая ставка, но зато вторые 6 лет - 50% от базовой ставки. А любой серьезный инвестиционный проект только три года к прибыли идет.
Минус области - логистические и политические издержки. Например, в Литве тариф на транзит в Калининградский порт выше, чем в Клайпедский. Митинги начались не потому, что народ видит, как зарабатывают те же литовцы и поляки, и хочет больше денег получать. А из-за того, что условия хозяйствования объективно хуже. Местный рынок маленький. Любое среднее предприятие уже обязано выходить за пределы Калининграда. А это резко увеличивает издержки: расходы на создание инфраструктуры, связанной с дистрибуцией, доставкой и пр.
Митинги показывают, что федеральному центру надо внимательнее смотреть на Калининградскую область и искать конкретные меры по ее развитию. Вот появился федеральный закон, который создал приграничные территории с ограниченным доступом для иностранцев. Но для бескрайнего Дальнего Востока зона в 20-30 км не имеет значения. А в Калининградской области протяженностью с севера на юг 110 км иностранцы без специальных разрешений смогут находиться только в самом Калининграде. А как же туризм?
Тоже парадокс. В Калининграде 4 тыс. км водных путей. У немцев была очень разветвленная сеть каналов, рек и озер. А в той же Польше зарегистрировано 40 тыс. парусных водномоторных лодок, владельцы которых с удовольствием могли бы посещать область. Но суда под третьим флагом не могут заходить в российские внутренние воды: нет постов для прохождения пограничного контроля. А постов нет, потому что нет туристов. Замкнутый круг. То есть одним из инструментов роста области мог бы стать туризм, но эту опцию крайне сложно реализовать из-за административных барьеров.
Еще о проблемах Калининграда по ссылке… Во-вторых, Власенко видит «Викторию» через 5-10 лет в тройке крупнейших игроков розничного рынка России. Что круто, например,
год назад я общался с владельцем пермской сети «Норман-Виват» Вадимом Юсуповым, так тот вообще положил на развитие в ритейле, и делает ставку на ресторанную сеть. Почему-то мне кажется, что у «Виктории» для рывка есть все данные:
- достаточно большой размер бизнеса,
- качественные магазины (тот, кто был в супермаркете «Виктория», в «Перекресток» и «Семерку» больше не ходит),
- низкий уровень долга.
Где вы видите «Викторию» через пять-десять лет?
- В тройке крупнейших ритейлеров России.
Круто.
- Не очень. Но по первому, особенно в России, всегда больнее бьют. Вы бы слышали, как полощут название X5 на всевозможных совещаниях…
… и если Владимир Путин едет в магазин, то выбирает «Перекресток».
- Неправильно быть номером один, лучше в тени держаться. Опять же смотришь на анализ финансовых показателей европейских сетей и видишь: лучшая доходность не у лидера, а у тех, кто менее амбициозен. Развитие всегда предполагает меньшую рентабельность.
Пока у вас не очень амбициозный план по росту выручки на 2010 год стоит - лишь 25% в рублях…
- Но мы еще трехлетний план написали. Этот год будет подготовительным. Что дальше? Лидеры собираются увеличить выручку на 200% за три года. Мы ориентируемся на схожие показатели.
Если расти, как лидеры, то в тройку войти не удастся.
- Как говорит Сергей Галицкий (основной владелец «Магнита» - «Ф.»), хромой опасен на финише. Естественно, менеджмент мы будем стимулировать на достижение более амбициозных целей. Кстати, сделки M&A в этих 200% не учтены.
Компанию вы пока продавать не собираетесь?
- Нет, но мы же бизнесмены. Нет желания умереть в розничной компании, как Сэм Уолтон (основатель Wal-Mart - «Ф.»). При определенных условиях не исключаем такой вариант, как продажа компании. Но сейчас не видим смысла. Надеюсь, и через пять лет все еще будем здесь.
Ваши партнеры Владимир Кацман и Александр Зарибко согласны с этим тезисом? В конце 2009 года много обсуждали конфликт акционеров «Виктории»…
- Преувеличили. Безусловно, есть дискуссии на тему развития. Как с женой. Я не видел семьи, в которой муж с женой никогда не ругались бы. Как ни поговоришь, у всех одни и те же проблемы. И, думаю, мысли о разводе возникают периодически в каждой семье. Так и с компаньонами. Мы вместе больше 15 лет. Очень важно не говорить последние слова, после которых уже пройдена точка возврата. А дискуссии очень жаркие, иногда с руганью. Но, слава богу, последние слова не говорим.
О чем спорите?
- С какими темпами расти, как и где расти, о дивидендной политике. Фонды pre-IPO возникли на том фоне, что коллегам потребовались деньги.
Еще о планах Николая Власенко по ссылке…