Чтобы ты сделал, если бы тебе месяц не платили зарплату? А если бы год? Два? Четыре?
Ты бы написал премьер-министру: «Можно я больше не буду работать бесплатно?» ?
Смешно? Абсурдно?
Отнюдь. Именно такая сложилась у нас ситуация с пригородными железнодорожными перевозками.
Именно поэтому в марте вышло постановление Правительства РФ о том, что пассажирские компании НЕ обязаны работать в долг.
После этого в блогосфере произошел взрыв: перевозчики объявили о сокращении электричек! (странно, ведь никто двумя абзацами выше задарма горбатиться не хотел)
На фоне недовольства (справедливого, к слову) многих моих знакомых и друзей по этому поводу, я, с присущей мне въедливостью, задался целью выяснить два вечных русских вопроса:
«Кто виноват?»
и
«Что делать?»
Для этого я не стал, как некоторые «гениальные» блогеры, высказывать своё «экспертное» мнение и орать «РЖД во всём виноваты!». А решил послушать реально компетентных в данном вопросе товарищей.
В брифинге приняли участие представители РЖД, пригородных железнодорожных компаний, ВЦИОМ и региональных администраций.
Не буду грузить вас излишними подробностями, сообщу только основные факты:
- Заказчиком пригородных перевозок является субъект федерации в лице его администрации . Именно он определяет: сколько и каких составы будут перевозить людей.
- Субъект федерации определяет стоимость проезда.
- Пригородная компания отвечает только за факт перевозки и качество предоставляемых услуг (о них будет чуть ниже).
- Задолженность заказчиков (читай - субъектов федерации) перед перевозчиками достигает 30 миллиардов рублей в год (при обороте около 80 миллиардов). Задолженность некоторых регионов растянута уже до 4 лет.
- В одной небольшой Псковской области долги перед перевозчиком составили уже 1 миллиард рублей.
- Безубыточные пригородные компании в России только в Москве и в Питере.
Вот так. Люди, как и ты, не хотят трудиться «за спасибо»!
Как пояснил собравшимся специалист из Высшей школы экономики, сокращение количества маршрутных пар, это единственный вариант для перевозчиков, чтобы не стать банкротом.
Поэтому в пяти регионах уже сейчас закрыто около сотни пар электричек. Например, на Ставрополье их осталось половина.
К концу года такая же участь в стране может постигнуть более 300 маршрутов.
Кто виноват? РЖД и перевозчики, которые являются исполнителями работ? Или всё-таки, региональщики, которые должны заказать и оплатить работы? По-моему, ответ очевиден.
К тому же, есть и положительный опыт. В тех местах, где власть, как и положено, берёт на себя ответственность за пассажирские перевозки. Как это сделали в Новосибирске.
Там губернатор, понимая социальную значимость явления, полностью покрывает убытки перевозчика. Плюс проводит опросы населения для оптимизации расписания и маршрутов. Используя при этом и рекомендации пригородных компаний. И, о чудо, у них откуда-то есть и деньги, и электрички.
Некоторые регионы (их около десятка) посчитав деньги, решили вовсе отказаться от электричек. И перешли на автобусное сообщение.
Однако в масштабах страны переход на автомобильное сообщение сделает недоступными более половины точек, куда сегодня без проблем можно добраться на электричке.
Очень показательны в этом плане результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в 10 регионах, в т.ч. там, где ожидается массовое сокращение железнодорожных перевозок.
Подавляющее большинство опрошенных довольны безопасностью, состоянием и наполненностью вагонов (я, кстати, тоже; пару раз в неделю приходится кататься)
Как видно из этого слайда, отказ от электропоездов бьёт прежде всего по социально-незащищенным гражданам
А тут опять про перспективы замены на другие виды транспорта. Без комментариев, как говорится.
Резюме: РЖД и перевозчики открыты к сотрудничеству, могут и готовы дальше перевозить всё больше и больше пассажиров. В I квартале этого года, например, опять отмечен рост: перевезено 240 миллионов человек.
Слово за региональными властями. От них зависит, убежит от нас последняя электричка или нет.