Первым делом самолёты! Ну, а ERP потом?

Oct 17, 2019 11:00





Есть такая почти официальная рекомендация от производителей систем управления предприятием: хотите, чтобы ERP работала? - используйте готовые, заложенные в ней бизнес-сценарии и не изобретайте велосипед!

Но что делать, если у нас не сборка велосипедов, а полный цикл выпуска самолётов, от первого винтика, извините, до старта на взлетно-посадочной полосе? Причём, не по гражданскому контракту, а по оборонному, где «синус, как известно, в военное время может достигать четырёх» :)



Однако, не до шуток, поскольку часто в жизни и это имеет место быть. Как раз о таком интересном кейсе рассказала в своём докладе директор по развитию Компании «Сухой» Елена Барболина на конференции «ИТ в промышленности 2019», проведенной Cnews.

Долгое время на заводе КнААЗ имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, который входит в холдинг «Сухой», работала ERP-система BAAN. Неплохо справляясь со своими задачами по учету хоз.деятельности. А вот в планировании и, что немаловажно, мониторинге (аналитика план/факт) производства - несмотря на упорные усилия, добиться быстрого и объективного расчета никак не удавалось. Ну не укладывается никак планирование производства самолёта - супер высоко-технологического изделия, состоящего из 60000+ комплектующих в прокрустово ложе классических ERP-схем! А если ведётся параллельная сборка не одного-двух летательных аппаратов, а нескольких десятков? Это же не сборка велосипедов, как не крути педали. Простите великодушно за каламбур.

Поэтому, чтобы не нарушать отчётность, в BAAN вносили уже фактические данные, для реального же планирования использовали бумагу, многострадальный Excel и «остроту чутья диспетчеров».

И это было проблемой номер один.

Второй проблемой было недоверие, сложившееся у ведущих специалистов КнААЗ, что этот процесс в принципе автоматизируем. Уж очень много факторов влияния, тут без вдумчивого экспертного взгляда и многочасовых обсуждений с коллегами никак не обойтись.

Так и было первое время, когда на  КнААЗ стартовал проект по внедрению системы СПМ («Lean ERP SCMo») нашей российской компании Rightstep (Райтстеп). В отличие от классических ERP-систем, формировавших жёсткий план раз и навсегда, СПМ пересчитывает план, с учётом всех оперативных данных, каждый день. Если уж быть абсолютно точным - каждую ночь. Более того, рассчитывает по всей иерархии каждого изделия отклонения текущих расчетных плановых сроков от «директивных», то есть утвержденных руководством завода и согласованных с корпоративным центром.

И когда утром, а вернее - ближе к обеду, группа экспертов приносила свой откорректированный план производства, то выяснялась, что СПМ  рассчитала его ещё задолго до утреннего чаепития!



Причем, даже кардинальное изменение плана (например, сжатие сроков), не приводило СПМ в ступор. В отличие от ERP, она не предлагала начинать делать закупки и запускать производство «вчера» или «позавчера».

«Кощунственным для MRP-систем образом СПМ успевала сделать и расчет «назад», т.е. в прошлое от требуемых дат выпусков… и (чтобы  не «проваливаться в прошлое») - вправо, «оттолкнувшись» от сегодняшнего, реального состояния производства и поставок. При этом, в отличие от «ERP/MRP-классики», еще и перераспределяя запасы между разными изделиями и заказами, чтобы обеспечить «тотальный контроль» всех движений. Продукция-то суперответственная!

Так у специалистов КнААЗ сложилось доверие к СПМ-системе «SCMo» компании Райтстеп. Постепенно, но бесповоротно. «Наша новая система - похожа на наши самолеты: работает на сверхзвуковой скорости, надежно и точно!» - так шутят между собой теперь на КнААЗе.

Когда прошла фаза опытно-промышленной эксплуатации, то внимательные внутренние аудиторы посчитали: время, которое раньше тратили на различные совещания и планерки, сократилось, как минимум,вдвое! То самое время, когда решается в ежедневном режиме непростая задача: выполнение «ТОЧНО ВОВРЕМЯ» государственных заказов на суперсовременную авиационную технику.

Производственники оценили адаптированный интерфейс СПМ SCMo, выполненный максимально наглядно: с цветовой индикацией, инфографикой, с выделением первоочередных/просроченных/приоритетных задач. Потому как обычный строго табличный интерфейс ERP-систем более удобен для бухгалтеров и экономистов, при планировании же производства важно  быстро определять «что запускать?» и «где проблемы?», для оперативного «разруливания».



Конечно, усилия и результат проекта должны дать эффект не только на заводе КнААЗ. У «Сухого» та же система СПМ внедрена и на другом заводе - в Новосибирске. Также имеется она и на некоторых заводах-смежников.

Это позволяет «замахнуться» на еще одну амбициозную задачу: объединить в единую «цифровую сеть поставок» все внешние кооперационные цепочки, согласованная работа участников которых (заводы, поставщики) и будет обеспечиваться с помощью SCMo. Концепция СПМ именно на это и направлена: гибкое,  адаптивное и прозрачное управление группой предприятий из корпоративного центра.

«Каждый самолет «Сухого» должен взлетать точно в согласованный срок!»

Так что, впечатления у меня самые положительные. Желаю «Сухому» и Райтстеп дальнейших успехов на пути цифровизации производственных цепей поставок. СПМ, на взлет!



#lean, #erp, #райтстеп, #scmo, #cnews, ИТ, #Сухой, #baan, #КнААЗ, #ИТпромышленность, it, #rightstep, #ПланированиеПроизводства

Previous post Next post
Up