Многие ответят: потому что столкнулся с айсбергом. Или потому что он тяжелее воды. И будут абсолютно правы в определении следствия. Следствия, но вот причины до сих пор неизвестны (неинтересны?) многим. Потому что не мог вот так просто взять и пойти ко дну самый надёжный, самый непотопляемый корабль своего времени.
К тому, чтобы Титаник оказался на глубине Атлантического океана во время своего первого рейса, привела целая цепочка случайностей. И, если хотите - человеческой халатности. Местами - преступной.
Итак, вскрываем всю глубину айсберга и причинно-следственных связей.
1. Титаник не должен был в тот день отправляться в плавание
Дело в том, что за пару недель до отплытия на судне случился большой пожар в машинном отделении. По этой причине стальная обшивка правого борта была сильно ослаблена. И именно на это место пришлось столкновение с ледяной глыбой.
Не отложив времени рейса, руководство судоходной компании допустила риск. Но на другой стороне весов были амбиции и деньги, вложенные в пиар и вырученные от продажи билетов.
2. Капитан Титаника изменил маршрут
Он сделал его существенно южнее обычного, как раз избегая столкновения с плавучими льдами. К чему это привело - смотрите п.5.
3. Единственный бинокль на Титанике оказался в запертом сейфе, ключ от которого остался на берегу
Поэтому впередсмотрящие смотрели вперёд невооружённым взглядом. Поэтому заметили прямо по курсу айсберг только за 700 метров. И у команды корабля оставалось всего 37 секунд до столкновения.
Халатность капитана, однозначно.
4. Титаник шёл на предельной скорости
Амбиции руководства компании подхлестывали капитана. Хотелось обскакать конкурентов. В итоге, тех самых 37 секунд, увы, не хватило, чтобы избежать катастрофы.
5. Айсберг подтаял и повернулся к Титанику полупрозрачным боком
Обычно смотрящие замечают препятствие за несколько километров до него. Но в этом случае опять природа сыграла злую шутку. Ледяная глыба уже долго дрейфовала по просторам океана и успела подтаять и перевернутся. Поэтому из воды торчал не снежный пик, а ледовый нос.
Всего 10-15 секунд не доставало команде Титаника, чтобы завершить маневр и разменутся с айсбергом. Но данная цепочка обстоятельств не оставляла почти никакого шанса.
К слову сказать, из трёх лайнеров этой серии, только один смог относительно безбедно завершить свою морскую карьеру.
Я не знаю, какие причины происшествия указывали журналисты в своих статьях, вышедших на следующий день после катастрофы. И я не знаю, кого обвиняли в гибели людей сто лет назад на кухнях под рюмку виски. Знаю только, что все обстоятельства всплыли не сразу, а некоторые из них так и остались лежать на 4км глубине Атлантического океана.