ИДЕНТИФИКАЦИЯ БЕЛОРУСОВ

Feb 18, 2011 10:27



ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ БЕЛОРУСОВ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ




Пахота




Сев







Жатва - уборка урожая

Земледелие было самым древним и жизненно важным занятием белорусов, основное место в котором занимало хлебопашество. Применялась паровая система обработки земли с трёхлетним циклом. Она заключалась в следующем: крестьяне делили землю на три равных поля. Одно из них засевалось озимой рожью, другое - яровыми (овсом, ячменем, пшеницей, гречихой, просом), а третье оставалось под паром - отдыхало. Наряду с трёхпольем вплоть до начала ХХ века сохранялась и древняя подсечно-огневая система, при которой на лесной поляне вырубали и сжигали лес, чтобы удобрить почву золой и пеплом. Основным пахотным орудием белорусов была соха, типы которой варьировались в зависимости от рельефа местности, почвы и климата. С конца XIX века пахотными орудиями, особенно на востоке Белоруссии, всё чаще становились железные плуги.

СКОТОВОДСТВО




Важнейшее занятие белорусов - разведение скота. Оно обеспечивало крестьянское хозяйство необходимыми продуктами питания и сырьём для домашних промыслов. Лошади и волы использовались в качестве тягловой силы для вспашки полей, а также как средство передвижения. Мелкий рогатый скот и домашняя птица составляли значительную часть пищевого рациона белоруса, особенно в праздничные дни.

ТКАЧЕСТВО



Основным сырьём для домашнего ткачества служил лён, в меньшей степени - овечья шерсть и конопляное волокно. До получения волокна лён проходил тщательную обработку, в процессе которой использовались такие орудия как мялка, трепала и гребни для очищения от костры. Прядение это преобразование волокна в нити, дальнейшее их скручивание производилось вручную при помощи лопатообразной прялки и веретена.




Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане, на котором вырабатывались разнообразные по качеству и назначению ткани: полотенца, скатерти, покрывала - постилки, домотканина для изготовления одежды.

ОДЕЖДА

Традиционный белорусский костюм в своей основе был единым. Его региональные особенности проявлялись главным образом в покрое, расцветке, характере украшений. Среди женских нарядов наиболее распространён был костюм, состоящий из льняной рубахи - сорочки; шерстяной юбки - андарака, саяна или литника; безрукавки - гарсета; фартука.


 
 


Существовали также различия в девичьей и женской одежде. Девушки носили обычно головные уборы не закрывающие волосы - повязки, венки, ленты, а замужние женщины покрывали волосы полотенчатыми головными уборами - наметками.

Мужской костюм состоял из рубахи с прямым разрезом ворота, выпущенной поверх льняных или суконных штанов - портов и валяной шляпы - маргелки. Верхняя одежда - кожух изготавливалась из овчины, свита - из белого или серого сукна. Мужская и женская свита, различались не столько покроем, сколько деталями, главным образом отделкой, цветовой гаммой, наличием или отсутствием украшений. Обязательным компонентом костюма был витой, плетённый или тканый пояс.













СВЯТКИ

Наиболее яркие черты праздничной белорусской культуры связаны со Святками, в которых соединились христианские и архаичные (языческие) традиции. Святками называют две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника (24.12/06.01) и заканчивающихся Крещением (06.01/19.01). По церковному календарю даты этого периода посвящены евангельским событиям, связанным с рождением Христа и его крещением в водах реки Иордан. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, который приходится на середину святочного периода (31.12/14.01 - «старый Новый год»).

Отличительной чертой Святок является повсеместно соблюдаемый запрет работать, особенно с наступлением темноты, что и определило народное толкование название этого праздничного цикла - «святые вечера». Тем не менее, при широко известном у славян название святочного периода - «коляда», Рождественский сочельник у белорусов часто именуется «первая коляда» или «голодная кутья» - по названию обязательного обрядового блюда этого времени - «кутьи», канун Нового года - «другая коляда» или «богатая, щедрая кутья» и, наконец, Крещение - «третья кутья» или «водяная коляда».




Вечером под Новый год и под Рождество совершались обходы дворов, во время которых носили «рождественскую звезду» в память о той звезде, которая в соответствии с христианскими представлениями вела за собой волхвов; исполняли песни о рождестве Христа. Но самой яркой чертой святочного карнавала были обходы домов колядниками и игры ряженых. На Крещение все принимавшие участие в ряженье должны были пройти церковный обряд очищения или искупаться в проруби. В этот день совершалось освящение воды, для чего шли крестным ходом к реке или озеру, к заранее приготовленной проруби. Называлось это «хождением на Иордан».




В Святки также давалось представление кукольного народного театра - «вертепа» или «батлейки». Своими истоками он восходит к средневековым рождественским мистериям. Наиболее распространённой темой была народная драма «Царь Ирод», соединившая христианские обряды с персонажами из народной жизни, ряжеными и колядниками.




Смотри также здесь: http://www.ethnomuseum.ru/section660/1847/1855/2311.htm

белорусская земля., культурология, Беларусь. Щедра ты, межкультурное общение

Previous post Next post
Up