Идентификация белорусов

Jun 26, 2020 12:58





В Российском этнографическом музее есть экспозиция "Белорусы XIX - начало XX века"

Белорусы - один из славянских народов, которые проживают на восточно-европейской территории. Территория Белоруссии представляет из себя уникальную компактную зону расселения древних славянских племён, которые практически не были подвержены влиянию других этносов - романских, финно-угорских и тюркских.



Основная часть белорусов живёт в Республике Беларусь - государстве, которое получило свой новый официальный статус в начале 1990-х годов. В настоящее время представители белорусской нации проживают на всех континентах мира. За пределами Белоруссии проживают более 2 миллионов белорусов. В самой же Белоруссии проживает, по данным Министерства статистики, согласно переписи 14.10.2009 года - 9,489 миллиона человек, из них титульная нация составляет - 83,7 %.

Белорусы - представители восточноевропейского типа европеоидной расы. Белорусский язык входит в восточнославянскую группу индоевропейских языков. Его формирование происходило на протяжении ХIII-XVIвеков.

Белорусы исповедуют в основном православие (около 80% верующего населения), однако есть значительное количество католиков (около 12%), есть группы протестантов и униатов.

Самые благоприятные условия для формирования и развития белорусского этноса сложились в ХIII-XVI веках, когда земли древнерусских княжеств, части современной Белоруссии постепенно вошли в состав Великого княжества Литовского. Этот историко-культурный процесс продолжался несколько веков и был завершён после подписания Люблинской унии в 1569 году. Уже в то время основные белорусские земли, которые в целом соответствовали территории расселения древнейших племенных объединений кривичей, полочан, дреговичей и радимичей, представляли единое пространство в этническом и культурном аспекте.

В результате трёх разделов Речи Посполитой, в 1772, 1793 и 1795 годах, между Россией, Австрией и Пруссией территория Белоруссии была присоединена к Российской империи.

Название «Белая Русь» было зафиксировано на немецких картах ХIII века и относилось первоначально к владениям Полоцкого княжества. По отношению к белорусским землям этот термин упоминался в ХVI-XVIII веках и присутствовал в титуле русского царя Алексея Михайловича, а после разделов Речи Посполитой присоединённые к России северо-восточные земли были названы белорусскими.

Среди толкований термина «Белая Русь» наиболее распространенной является вариант - «свободная, вольная, независимая» от Золотой Орды.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ БЕЛОРУССИИ.




Этнографическая карта белорусского племени

Этнокультурный ландшафт Белоруссии XIX-XX века - это мир небольших замкнутых сельских поселений и городков - местечек.







Во время ярмарки происходил своеобразный диалог крестьян с внешним миром, всегда воспринимавшийся как праздник. Не случайно города для крестьян были «чужим миром», с иной культурой, противопоставленной сельской, ориентированной на диалог человека с природой. В их взаимодействии складывались этнические черты самобытной культуры белорусов, происходила самоидентификация, оформлялись основные поведенческие стереотипы.








БЕЛОРУССКАЯ ХАТА




Интерьер белорусской хаты

Свои жилища белорусы строили в основном из дерева - ель, сосна. Хата - так называется жилище белорусов, оно состояло обычно из двух помещений: жилой части - собственно хаты и нежилой - сеней, где хранился инвентарь для обработки земли, в зимнее время могли находились мелкий рогатый скот и домашняя птица. Обстановка хаты включала в себя печь, стол, лавки, полати, осветительное приспособление с трубой - комин с посветом.

Парадной частью хаты был красный угол с иконами, который был украшен узорными полотенцами - ручниками. Это место было предназначено для самых уважаемых гостей и хозяина дома. Здесь ставили последний сноп нового урожая, а во время свадьбы, по традиции, сидели жених и невеста.

Пространство между печью и торцовой стеной занимал настил для отдыха, над которым крепились полати, где обычно спали старики. Вдоль стен стояли лавки, в кухонном углу - шкафчик для посуды, ложкарня и скамейка для ведра с водой.

Перед печью в хате обычно были прикреплённые к балкам перекрытия жерди, шесты, на которых сушилась одежда, полотенца и пучки травы.










ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ БЕЛОРУСОВ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ




Пахота




Сев







Жатва - уборка урожая

Земледелие было самым древним и жизненно важным занятием белорусов, основное место в котором занимало хлебопашество. Применялась паровая система обработки земли с трёхлетним циклом. Она заключалась в следующем: крестьяне делили землю на три равных поля. Одно из них засевалось озимой рожью, другое - яровыми (овсом, ячменем, пшеницей, гречихой, просом), а третье оставалось под паром - отдыхало. Наряду с трёхпольем вплоть до начала ХХ века сохранялась и древняя подсечно-огневая система, при которой на лесной поляне вырубали и сжигали лес, чтобы удобрить почву золой и пеплом. Основным пахотным орудием белорусов была соха, типы которой варьировались в зависимости от рельефа местности, почвы и климата. С конца XIX века пахотными орудиями, особенно на востоке Белоруссии, всё чаще становились железные плуги.

СКОТОВОДСТВО




Важнейшее занятие белорусов - разведение скота. Оно обеспечивало крестьянское хозяйство необходимыми продуктами питания и сырьём для домашних промыслов. Лошади и волы использовались в качестве тягловой силы для вспашки полей, а также как средство передвижения. Мелкий рогатый скот и домашняя птица составляли значительную часть пищевого рациона белоруса, особенно в праздничные дни.

ТКАЧЕСТВО







Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане, на котором вырабатывались разнообразные по качеству и назначению ткани: полотенца, скатерти, покрывала - постилки, домотканина для изготовления одежды.

ОДЕЖДА

Традиционный белорусский костюм в своей основе был единым. Его региональные особенности проявлялись главным образом в покрое, расцветке, характере украшений. Среди женских нарядов наиболее распространён был костюм, состоящий из льняной рубахи - сорочки; шерстяной юбки - андарака, саяна или литника; безрукавки - гарсета; фартука.


















СВЯТКИ

Наиболее яркие черты праздничной белорусской культуры связаны со Святками, в которых соединились христианские и архаичные (языческие) традиции. Святками называют две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника (24.12/06.01) и заканчивающихся Крещением (06.01/19.01). По церковному календарю даты этого периода посвящены евангельским событиям, связанным с рождением Христа и его крещением в водах реки Иордан. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, который приходится на середину святочного периода (31.12/14.01 - «старый Новый год»).

Отличительной чертой Святок является повсеместно соблюдаемый запрет работать, особенно с наступлением темноты, что и определило народное толкование название этого праздничного цикла - «святые вечера». Тем не менее, при широко известном у славян название святочного периода - «коляда», Рождественский сочельник у белорусов часто именуется «первая коляда» или «голодная кутья» - по названию обязательного обрядового блюда этого времени - «кутьи», канун Нового года - «другая коляда» или «богатая, щедрая кутья» и, наконец, Крещение - «третья кутья» или «водяная коляда».




Вечером под Новый год и под Рождество совершались обходы дворов, во время которых носили «рождественскую звезду» в память о той звезде, которая в соответствии с христианскими представлениями вела за собой волхвов; исполняли песни о рождестве Христа. Но самой яркой чертой святочного карнавала были обходы домов колядниками и игры ряженых. На Крещение все принимавшие участие в ряженье должны были пройти церковный обряд очищения или искупаться в проруби. В этот день совершалось освящение воды, для чего шли крестным ходом к реке или озеру, к заранее приготовленной проруби. Называлось это «хождением на Иордан».




В Святки также давалось представление кукольного народного театра - «вертепа» или «батлейки». Своими истоками он восходит к средневековым рождественским мистериям. Наиболее распространённой темой была народная драма «Царь Ирод», соединившая христианские обряды с персонажами из народной жизни, ряжеными и колядниками.






1

1

ДАТЬ 10 ЖЕТОНОВ0

этнография, восприятие, идентификация, Белоруссия, музей

Previous post Next post
Up