Мечтай
Всмотрись в голубой натюрморт
И почувствуешь запах грозы
И тот свет, что откроет глаза
На закрытое, что-то внутри
Всмотрись в голубой натюрморт
И предчувствие скорой беды
Смоет чистой водой
Журчащего, там ручья
(с)
bobaroba 2007
mso-ansi-language:EN-US">http://bobaroba.mso-ansi-language:EN-US">livejournal.mso-ansi-language:EN-US">com/1088.mso-ansi-language:EN-US">html 23 Ноя, 2007 at 2:24 mso-ansi-language:EN-US">AM (дата публикации в ЖЖ, это важно!)
Название стихотворения «Мечтай» несёт в себе много информации, не пассивное слово «Мечта», а призывно-побуждающее, активное (йтральное) - «Мечтай».
«Всмотрись в голубой натюрморт». Всмотрелся и из меня попёрло и полезло. Какой-то поток мыслей, ощущений и эмоций. То, что выперло и вылезло, попробовал зафиксировать вербально. То, что получилось, естественно, на истину в последней инстанции не претендует.
Повтор строчки «Всмотрись в голубой натюрморт» создает ритм, динамику, развитие и закольцованность с названием стихотворения основной мысли автора - смотри и мечтай. Мечтай, по моему мнению, в данном случае означает - думай! От созерцания (смотрения) к размышлению (мечтанию). Да, да именно так, не смотри, а всмотрись! Мол, обрати своё пристальное внимание на детали, в которых, как говорят, самое главное, самое сокровенное, самое искреннее. Это отлично «работает» на восприятие всего стихотворения. Слово «натюрморт» несёт большую нагрузку, дословно «природная смерть» означает конец Жизни, а повторяя его дважды, автор имеет в виду и физическую и духовную Смерть. Не исключаю, что самая главная Мечта автора - бессмертие!
Строчки «И почувствуешь запах грозы» и «И предчувствие скорой беды» усиливают эффект и нагнетают атмосферу ощущений, чувств и эмоций автора. Если смотреть из сегодня, то можно «накрутить», что автор уже в 2007 году предвидел наступление мирового финансово-экономического кризиса 2008-2014 годов - «гроза», «беда». Творческие люди тоньше чувствуют то, что происходит вокруг и фиксируют свои ощущения, чувства и эмоции в строчках своих стихотворений. Автор
none;text-underline:none"> bobaroba предсказал мировой кризис 2008 года! Хотя, я думаю, что автор имел в виду что-то совсем другое, но и такая трактовка-интерпретация, на мой взгляд, имеет место быть. Мне она очень импонирует. Другая моя версия заключается в том, что в этих строчках обозначены многочисленные внутренние проблемы автора - кризис среднего возраста и переоценка ценностей, проблемы самосовершенствования, самореализации, самоактуализации и самоидентификации. Всмотрись! Кстати, автору на момент написания этого стихотворения - 37 лет, как Вам эта знаменательная цифра? Обе версии хорошо работают и по отдельности, но вместе они получают дополнительный эффект синергии, ибо внутренний мир всегда неразрывно связан с внешними обстоятельствами - ведь эти самые обстоятельства и есть суть наших созерцаний, размышлений, мечтаний, а когда решение принято, то и действий.
Строчки «И тот свет, что откроет глаза» и «Смоет чистой водой» дарит надежду на преодолении вышеуказанных внешних и внутренних проблем не только у автора, но и у читателя, ведь именно он является главным героем стихотворения.
Строчка «На закрытое, что-то внутри», я думаю, это находка автора, ведь у каждого из нас есть, что-то скрытое внутри, - тайна или интрига, недосказанность или недоделанность, непредсказуемость или проблемность.
Строчка «Смоет чистой водой» несет ещё одну смысловую нагрузку - очищение, катарсис, то к чему стремится человек при осмыслении художественного произведения. Эта строчка в стихотворении предпоследняя, таким образом, получается, что это драматургическая развязка данного текста. А напившись из «Журчащего, там ручья» читатель обновлённый телом с очищенной и отмытой от грязи-грехов душой может мечтать дальше! Этот журчащий ручей может быть так же и метафорой Истины, к которой читатель прикоснулся с помощью автора, - есть смысловая точка стихотворения.
Обращаю внимание на слово «там», - «журчащего, там ручья». Где «там»? Там - на натюрморте, но это формально, а по сути, этот ручей есть водораздел, граница Жизни и Смерти.
(Будете смеяться, но когда ночью некоторое время назад я писал этот пост, в Питере была гроза - гром, молнии и ливень. Мистика какая-то, мысль материализуется! После ливня - чистота в природе и внутреннее обновление и очищение, или другими словами - катарсис, короче, цель автором стихотворения достигнута, ведь я как читатель - рефлексирую).
Отсутствие точек или многоточий в конце каждого четверостишия в стихотворении так же работает на надежду на преодоление проблем и на веру в хорошее будущее. Раз точка не поставлена, значит это ещё не конец, или, если хотите, не натюрморт, не Смерть.
Формальное отсутствие точек или многоточий у автора стихотворения «Мечтай» отправило меня к французскому поэту Гийому Аполлинеру, которому «выпала судьба открыть горизонты нового лирического сознания». Да и по сути тоже «зацепки есть». Рука сама потянулась к полке книжного шкафа, захотелось перечитать «Мост Мирабо» из цикла «Алкоголи» 1913 года, кануна Первой мировой войны. А война - это тоже кризис, клубок внешних и внутренних проблем.
Используя «Теорию литературы» английского литературоведа Джонатана Каллера пытаюсь классифицировать стихотворение «Мечтай»: это явно не лирика, не романтика, не русский формализм и не новая критика. Склоняюсь к тому, что, имхо, может быть, это можно отнести к феноменологии из-за «описания мира таким, какой он является нашему сознанию», из-за «читательского отклика», из-за двустороннего «горизонта ожидания» автора и читателя, их совпадения или различия.
Думаю, это стихотворение может быть востребовано в разное время и в соответствии с этим по разному интерпретировано, ведь эстетические нормы меняются. Думаю, именно в этом его ценность. Мечтай!
У автора есть скрытый потенциал («закрытое, что-то внутри»), мой «горизонт ожидания» в отношении него высок, надеюсь, в дальнейшем он меня не разочарует.