Впереди лето - каникулы в школах и студиях, выходные за городом, дачная жизнь и поездки к морю. С одной стороны, отличная возможность провести больше времени с детьми, с другой - с ними всё время надо чем-то заниматься. Желательно увлекательно и с пользой.
Перед вами 12 главных книг этого лета. Вам точно не будет скучно, когда под рукой «Занималки» и головоломки кота Помпона, объёмные динозавры от лучшего в мире книжного инженера и необычные дома, в которых можно жить. С книгами Сьюзи Брукс можно научиться рисовать как профессиональные художники, если, конечно, дети не объявят забастовку, как в истории малыша Дункана. Как раз к каникулам вышли летние продолжения популярных книжных серий - про Франца, героя австрийской писательницы Кристине Нестлингер, про «Приключения семейки из Шербура» француза Арру-Виньо и долгожданный перевод второй истории «бабушки всея Норвегии» Анне-Катрине Вестли про шумное семейство, в котором аж восемь детей.
А в качестве бонуса к дюжине отличных детских книг - объединяющая семейная игра от авторитетного детского психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект».
Зина Сурова, Филипп Суров «Занималки. Лето»
Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»
Рекомендуемый возраст: от 4 до 10 лет
Незаменимая летняя книжка, которую можно всюду таскать с собой - на дачу, на пикник, к морю, да просто во двор на прогулку. В небольшой по объёму книге идей и развлечений хватит надолго. Стать пиратом и попасть на необитаемый остров, общаться с соседом по даче с помощью сигнальных флажков, устроить театр теней на веранде, пускать ледяные кораблики и в два счёта смастерить каскад фонтанов.
Художница и опытная мама Зина Сурова собрала в новой книжке такие удачные и простые идеи, что даже взрослому хочется немедленно написать заявление на отпуск и заняться настоящим летним делом. А уж дети точно найдут в книжке занятие по душе. В «Занималках» есть и новые «Находилки» - например, найти во дворе предметы на каждую букву слова «лето». Есть авторская игра-ходилка, в которую удобно играть в дороге. И много подсказок, чтобы разбудить родительскую фантазию и на лето вернуть взрослых в страну Питера Пэна.
А ещё «Занималки» такие же удобные и прочные, как «Находилки» и так же эффективно отвлекают детей от дорогих аттракционов в парках и прочих мест, куда детям ходить нежелательно.
Роберт Сабуда, Мэтью Рейнхарт «Энциклопедия древностей: динозавры»
Издательство: «Розовый жираф»
Рекомендуемый возраст: от 5 до 10 лет
На самом деле эта необычная книга с обложкой будто из кожи древнего неизвестного животного однажды уже выходила. Но раскупили её так быстро, что долгожданное переиздание можно с полным правом считать новинкой этого лета.
Открываете страницу - и прямо из центра вырастает большой объёмный динозавр. И пока ребёнок с восхищением рассматривает диковинного зверя, читаете ему о доисторических животных. Роберт и Мэтью собрали в своей книжке интересные и достоверные сведения о гигантских древних жителях нашей планеты. И ухитрились изложить их так ёмко и образно, что информация запоминается сама собой. В книге описаны 50 с лишним видов динозавров, а в конце даны гипотезы о причинах их исчезновения.
В общем, текст не уступает реалистичным изображениям Роберта Сабуды. А он именитый мастер, по профессии - «инженер-дизайнер объёмных книжных изображений». Во всём мире таких специалистов не больше 40, и Сабуда - один из лучших. Он и автор, и иллюстратор, и инженер-полиграфист в одном лице. На его счету около 30 объемных книг, и «Динозавры» - одна из последних работ. Роберт Сабуда и его партнер Мэтью Рейнхарт сделали 3D книги по-настоящему прочными. Никаких вставных и выдвижных элементов, которые могут выпасть и затеряться. Дети будут рассматривать «Динозавров» не раз, не два и даже не сто. Более того, объёмные гиганты выживают даже в библиотеках и детских центрах.
Свен Нурдквист «Финдус переезжает»
Издательство: «Белая ворона»
Рекомендуемый возраст: от двух лет
Свежую историю о приключениях обожаемой детьми парочки героев - старика Петсона и котёнка Финдуса - дети ждали от шведского писателя и художника Свена Нурдквиста целых десять лет. Придумал рассеянного неторопливого старика, завёл ему шумного озорного котёнка, влюбил в них малышню по всему миру - и перестал писать. Согласитесь, нечестно. Дети нетерпеливо ждали и писали Нурдквисту письма на разных языках. Автор сдался и написал «Финдус переезжает». Про старика, который любит поспать, и котёнка, который дня не может прожить без утренней разминки в 4 утра. У Финдуса чудесная кроватка с металлической сеткой, на которой так весело прыгать до самого потолка! А у Петсона бессонница и испорченное настроение каждый день. В общем, вы уже догадались: Финдуса придётся переселить.
Кристине Нестлингер «Рассказы про Франца и каникулы»
Издательство: «Компас-Гид»
Рекомендуемый возраст: от шести лет
У Франца, как у всех школьников, впереди летние каникулы. Герой именитой австрийской писательницы Кристине Нестлингер закончил первый класс - и впереди свободное лето. Правда, вдруг оказалось, что за восьмилетним Францем совершенно некому присмотреть. И мама, и бабушка, и тётя - все заняты. И мальчик, который никогда раньше не оставался один, по маминой инициативе самостоятельно отправляется в детский лагерь. Конечно, ему было страшно. Но в лагере неожиданно оказалось не так уж и плохо. Почти хорошо, если не считать противной пенки на какао и обеда по расписанию. Впрочем, как раз с расписанием Франц и его друзья попробовали бороться.
«Рассказы про Франца и каникулы» - пятая книжка Нестлингер про милого и застенчивого мальчишку. От книги к книге он растёт, и в этой истории ему уже восемь лет. Малыши любят героя Нестлингер, потому что ей удаётся очень точно описать детские страхи, сомнения и переживания. И Франц становится для них верным другом. Забавные истории австрийской писательницы говорят детям главное: «Ты не один. Твои переживания совершенно естественны».
Сьюзи Брукс «Мой арт-проект. Рисуем животных»
Издательство: Clever
Рекомендуемый возраст: от семи лет
Это не просто учебник по рисованию. Удивительная книжка, которая учит не только держать в руках кисти и карандаши, но и разбираться в разных направлениях и техниках живописи. И всё просто, понятно и очень наглядно. Один разворот - одна картина. Репродукции мировых шедевров с объяснением. Как нарисовано, чем знаменит художник и почему это шедевр. У каждой страницы открывается клапан с пошаговой инструкцией, как нарисовать похожую картину. Начинаем с коллажа и, присмотревшись к «Улитке» Анри Матисса, создаём цветную змею. Потом задачи посложнее: экспрессионистские разноцветные овечки в компанию к «Жёлтой корове» Франца Марка, мозаика из рыб, как на картине Мориса Эшера. На последнем развороте «Жокей под дождем» Эдгара Дега и сложный урок пастели: бегущая в грозу лошадь.
Альбомы Сьюзи Брукс замечательны не только пошаговыми уроками и советами по развитию творческих способностей. Это отличный навигатор по искусству - мало кто из взрослых способен так чётко и доступно объяснить ребёнку суть фовизма или импрессионизма. Ещё это книги, после чтения которых так и хочется пойти в музей.
У Сьюзи Брукс есть и второй арт-проект «Рисуем людей». Там в роли учителей Микеланджело, Леонардо да Винчи, Веласкес и Пикассо. А одно из заданий - нарисовать радостный «Крик» по мотивам картины Эдварда Мунка.
Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании»
Издательство: «Махаон»
Рекомендуемый возраст: от пяти лет
Норвежская писательница Анне-Катрине Вестли в Европе популярна, наверное, почти так же, как знаменитая Астрид Линдгрен. А на родине её и вовсе называют «бабушкой всей Норвегии». Это ласковое прозвище Вестли получила от читателей после своей знаменитой серии о семье с восемью детьми, чьи имена начинаются на М. В первой книге Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик» семья дружно и весело живёт в небольшой квартирке в Осло. Во второй книге к ним присоединяется бабушка. (В первом фильме по этой истории её сыграла сама Анне
Вестли).
У героев Вестле есть чему поучиться. Книжным взрослым удаётся мирно и дружно жить в доме, где ни минуты не бывает тихо. Марен любит танцевать, Мартин - прыгать, Марта - бегать, Мадс - стучать, Мона - петь, Милли - бить в барабан, Мина - вопить, а Малышка Мортен - колотить чем попало по всему, до чего только дотянется. Но бабушка, и родители умеют ко всему относиться с юмором. И понимают своих шаловливых детей, что бы те ни натворили. А важные правила - Будь вежлив! Не обижай слабого! Уважай и помогай пожилым! Не мусори в лесу! - прививают детям исподволь, личным примером. Однажды дружное семейство отправляется в Данию… на велосипедах! И это будет настоящее приключение.
Боб Стэк «Вот так книга!»
Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»
Рекомендуемый возраст: от трёх лет
Большие красочные книги со множеством мелких рисунков на каждом развороте в этом сезоне появились у многих детских издательств. Возможно, их подстегнул успех чудесного рисованного атласа польских художников Мизелиньских «Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам».
Оказалось, что дети и родители готовы часами разглядывать картинки. И им нравятся задания на внимание в стиле «найди и покажи вот эту крошечную собачку вот в этом огромном городе». В книжке Боба Стэка искать собачек ещё интереснее. Француз придумал фокус для малышей. На одном развороте стихи с картинками в специально вырезанных круглых окошках: «Посмотри-ка, это кот. Это мышь летучая. Вот глазунья на стене, жутко прилипучая». И кот, и мышь выглядывают из окошек. А перевернешь страницу - и они пропадают. Убегают в свою рисованную историю, теряются среди других персонажей. Взрослые, конечно, найдут их довольно быстро. А вот малышам придётся попыхтеть и сочинить тем временем пару историй про кота и глазунью.
Дрю Дэйуолт, Оливер Джефферс «Мелки объявили забастовку»
Издательство: «Поляндрия»
Рекомендуемый возраст: от четырёх лет
Помните детскую песенку: «Вот она перед вами коробка с карандашами. В неё совершенно свободно вмещается что угодно». С мелками малыша Дункана всё так и было. Они отлично рисовали, пока однажды не объявили забастовку.
Открывает Дункан коробку с мелками - а там только пачка цветных писем. Бежевый устал быть второй скрипкой при Коричневом. Синему надоело постоянно раскрашивать небо и водоёмы. Белый и Розовый возмущаются, что ими мало рисуют. Красный абсолютно измотан - им рисуют слишком часто. Фиолетового раздражает, что его «роскошный цвет так часто выходит за контуры». Жёлтый и Оранжевый больше не разговаривают друг с другом: каждый считает, что именно его цветом нужно рисовать солнце. Персиковый смешно отчитывает мальчика за то, что вынул мелок из коробки голым…И ни один не хочет рисовать то, что нужно.
Автор-дебютант Дрю Дэйуолт и известный иллюстратор Оливер Джефферс сделали эту историю такой смешной и яркой, что дети просто влюбляются в неё. И не только дети. «Мелки объявили забастовку» признана лучшей детской книгой 2013 года по версии The New York Times.
Дядя Коля Воронцов «Книга о вкусной и шустрой еде»
Издательство: «Малыш»
Рекомендуемый возраст: от пяти лет
Вторая история обаятельного рыжего хулигана - любопытного кота Помпона, которого придумал и нарисовал известный детский художник Дядя Коля Воронцов. Иллюстратор книг Хармса, Чуковского, Григория Остера и других.
Помпон так понравился детям, что первая книжка про хвостатого разбойника и его друга Трюнделя «Дневник кота Помпона» пошла на ура. Помпон с Трюнделем постоянно попадает в какие-то истории, с ним весело прятаться в лабиринтах, рисовать рыб из Котопедии, считать птичек и делиться прочими котознаниями.
«Книгу о вкусной и шустрой еде» кот Помпон вместе с дядей Колей рисовали и сочиняли, не выпуская бутерброда из лап. Поэтому между страницами могут попадаться крошки и колбасные обрезки. А на страницах - захватывающая охота за шустрой кошачьей едой, комиксы, загадки и головоломки. Про Помпона можно придумывать и свои собственные истории. А можно подождать, пока дядя Коля нарисует продолжение: «Помпон на летних каникулах» про ягоды-грибы, «Страшилки и добрилки» и «Англо-русский словарь в картинках кота Помпона».
Александра и Даниэль Мизелиньские Д.О.М.А.
Издательство: САМОКАТ
Рекомендуемый возраст: от шести лет
Эта увлекательная книга была дебютом креативных польских художников. Необычный альбом получил множество мировых наград и попал в Почетный список Международного совета по детской книге (IBBY). Пособие по занимательной домологии - 35 самых интересных в мире домов. Дом-черепаха, который способен прятаться в свой панцирь. Голландский дом-груша, который крепится на дереве, придуман специально для защитников природы. Дом-чемодан, где все помещения появляются только тогда, когда нужны. И во всех этих домах действительно живут люди. Даже в доме из песка. Трудно представить, правда? Поэтому художники нарисовали, как дом выглядит снаружи и как он устроен внутри.
На дом-яйцо или дом-лифт интереснее всего смотреть в разрезе и думать, каково это - жить в таком необычном доме. Может перебраться в Токио или Китай? А, может, заказать в Германии дом-прилипалу? Повесить на тросах за окном и спрятаться от всех в собственной необычной комнате.
Авторы позаботились, чтобы нам всё было понятно. В какой стране сооружён дом и из какого материала. Кто его построил и зачем. Кто в нём живёт и удобно ли ему.
Интересные рассказы авторы сопровождают остроумными комментариями, которые дают представление о целесообразности постройки и даже о национальных особенностях той или иной страны.
Жан-Филипп Арру-Виньо «Шоколадные каникулы»
Издательство: «Компас-Гид»
Рекомендуемый возраст: от 10 лет
Серию книг о «Приключениях семейки из Шербура» Жан-Филипп Арру-Виньо посвятил своим братьям «в память о замечательном детстве».
«Жить в семье, где шестеро сыновей, не так уж просто. Во-первых, нужно всегда делиться - вообще всем: ванной, игрушками, сладким, поношенной одеждой, а в нашем случае даже самым что ни на есть личным - собственным именем. Мало того, что нас шестеро, так всех ещё и зовут Жанами. Это очередная гениальная мысль нашего папы - назвать нас в алфавитном порядке, как в телефонном справочнике». Автор «Приключений» - один из тех самых шести братьев Жанов. А именно Жан Б., второй по старшинству. Мальчик, который очень любил читать, вырос и стал писателем. У него больше 30 книг. Но серия о приключениях неугомонных мальчишек - самая любимая.
В «Шоколадных каникулах» (четвёртой книжке серии) братья Жаны едут на на две недели к морю, в отель «Алые скалы». Папа захотел порадовать семью тихим отдыхом. Ему как-то не пришло в голову, что их с мамой ждут незабываемые каникулы: опасные приключения, подушечные бои, секретная экспедиция по гостинице во время тихого часа и знаменитая велогонка «Тур де Франс», которую братья Жаны увидят своими глазами.
Наталья Кудрякова «Необыкновенное расследование…или Как приручить врагана»
Издательство: Clever
Рекомендуемый возраст: От 7 до 13 лет
Захватывающие детективные приключения двух мальчишек придумала переводчица Наталья Кудрякова. Ей очень захотелось написать книгу, «где действие происходит в нашей реальной жизни, а герои - обычные ребята, такие, которых мы встречаем каждый день на улице». Мальчишки в «Необыкновенном расследовании» Кудряковой такие же живые и настоящие, как ребята из книг Драгунского и Носова, только живут они в ХХI веке. Читают Гарри Поттера, играют в стрелялки в интернете и, как все двенадцатилетние, придумывают себе развлечения. На летних каникулах Сова и Каша затеяли играть в Шерлока Холмса и доктора Ватсона и стали наблюдать за пассажирами в метро. Однажды они увидели старуху с прыгающей сумкой. Потом нашли необычное яйцо. И ленивая летняя жизнь превратилась в Настоящее Приключение.
«О такой книжке я мечтала давным-давно, - написала о «Необыкновенном расследовании» детская поэтесса Марина Бородицкая. - Чтобы в ней была и детективная история, и любовь, и приключения, и таинственный остров, и потрясающее научное открытие, украденное у рассеянного профессора. И чтобы всё это происходило не с героями Жюля Верна, Конан Дойла или Булгакова, а прямо сейчас».
Юлия Борисовна Гиппенрейтер «Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем»
Издательство: АСТ
Рекомендуемый возраст: от шести лет
Большинству родителей объяснять, кто такая Гиппенрейтер, не нужно. Её книги по детской психологии «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» давно стали отечественными бестселлерами. Но опытный психолог знает, что просто прочесть нужную книгу мало. Взаимоотношения с ребёнком и гармонизация отношений в семье - история непрерывная. И в помощь родителям Юлия Борисовна начала проект «Мир
общения». Это психологические игры для всей семьи для «организации живого эмоционального и развивающего общения с ребёнком».
Дети учатся делиться своими переживаниями. Осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека, выражать и называть свои чувства. То есть развивать эмоциональный интеллект.
Например, часть игры - лото с ситуациями в картинках, названиями чувств и вопросами («Маша рассердилась на подругу, которая разболтала её секрет. Бывает ли, что ты сердишься на своих друзей?»).
В эту игру не просто можно, но и необходимо играть всей семьей! Обязательно в доброжелательной атмосфере. Давая ребёнку возможность подумать и оставляя за ним право передать ход (для этого есть специальные карточки «Помоги мне»). И, конечно, в игру очень полезно вовлекать замкнутых пап и слишком эмоциональных мам, дедушек и бабушек, о чувствах которых мы забываем спросить в суете.
Из выпуска от 04-06-2014 рассылки
«
Изюминки»
Этикет за столом
Все родители выходят со своими чадами «в свет», будь то детское кафе, поход в гости или другие развлечение, все они сопровождаются приемом пищи.
Как правильно обучить ребенка хорошему поведению за столом? Когда это нужно начинать делать? Приучать к этикету необходимо с первых месяцев жизни, когда начали прикорм, а заключается он в том, что принимать пищу следует за столом, в специальной посуде, перед едой и после ополоснуть руки и лицо. Но есть некоторые ошибки, которые совершают родители при обучении ребенка этикету.
1 ошибка.
Малыша за столом нужно развлекать.
Различные игры во время приема пищи отвлекают организм ребенка от самого главного - от запуска рефлекторной системы, которая помогает работе желудочно-кишечного тракта. Ведь ребенок не может полноценно ощутить аромат и вкус еды, которые являются неотъемлемой частью культуры питания.
2 ошибка.
Разговоры за столом не отвлекают от приема пищи. Отрицание этого утверждения является в том, что во время разговора мы не можем должным образом переживать пищу, а малыш и подавно. Единственные слова, которые уместны за столом - это Спасибо, Пожалуйста, Приятного аппетита. Для начала сами употребляйте их во время семейных обедов, затем и малыш научится.
3 ошибка.
Если ребенок очень медленно ест, его нужно торопить. Это Вам неудобно, что он долго ест, а малыша все устраивает и не только его, а еще и его желудочно-кишечный тракт, ведь чем дольше происходит процесс жевания, тем больше вырабатывается желудочного сока и пища переваривается гораздо лучше.
4 ошибка.
Ложку малышу следует давать только после года. Здесь нет четкого правила, в каком именно возрасте стоит приучать кушать ложкой. Если малыш проявляет интерес к этому прибору во время приема пищи, не противьтесь этому, ведь чем раньше он научится есть сам, тем лучше для Вас. Вы можете дать ему в руку одну ложечку, а сами взять другую или своей рукой обхватить его руку с ложкой.
5 ошибка.
Следует наказывать ребенка, если он плюется за столом. Возможно, это и правильно, но в более старшем возрасте. Во время начала обучения правилам поведения за столом, в возрасте полу года и старше, может случиться всякое. Не стоит ругать ребенка, если он плюет пищу, разберитесь в
причинах такого поведения, может еда не вкусная или горячая. А если будете заострять на этом внимание, может произойти обратное, малыш будет повторять свое поведение.
6 ошибка.
Нельзя бросать еду на пол. Поймите, малыш воспринимает процесс приема пище иначе. В определенном возрасте все дети кидают игрушки и другие предметы на пол для того, чтобы им подали их назад - это нормальный период развития, с едой все также. Тут стоит набраться терпения.
7 ошибка.
Надо сервировать стол по всем правилам этикета. Красивая посуда и скатерти пригодятся Вам гораздо позже, не раньше 2 лет, а то и позже. Сейчас обязательный атрибуты приема пищи - это слюнявчик на шею, резиновая скатерть, тарелка с присоской, детская ложка и бумажные салфетки. Учите ребенка, не только есть самому, но и вытирать ротик после приема пищи.
Из выпуска от 18-03-2013 рассылки
«
Детские годы»
Запрещенные приемы в общении с ребенком
Хотите знать секреты, как вырастить из своего ребенка гармоничную успешную личность, у которой все получается и много друзей?
Тогда познакомьтесь с 7 запрещенными приемами при воспитании детей и сделайте все наоборот!
Мы, родители, хотим видеть наших чад самыми умными, сообразительными, смышлеными. Мы вкладываем в них душу, знания, время, усилия, а результат зачастую наблюдаем… совсем не тот, который ожидали. Например, вместо уверенного ребенка получаем закомплексованного; развиваем смелость, но малыш, наоборот, боязлив; хотим видеть кроху добрым, а в ответ - агрессия. И таких примеров множество. В чем состоят наши родительские промахи? В том, что мы часто сами не знаем, какие методы в воспитании являются ошибочными, а какие нет. Чтобы наши отпрыски росли гармоничными личностями, давайте познакомимся с запрещенными методами при общении с детьми.
Итак, 7 «нельзя» для родителей:
∙ Пугать ребенка реальными и вымышленными персонажами.
Возможно, для непоседливого крохи угрозы прихода дяди-милиционера, Бабы Яги, Змея Горыныча, Бабая или злой тетеньки и будут иметь кратковременный эффект в виде съеденной каши, собранных игрушек и немедленного послушания. Однако развитие страха относительно всех и всего вокруг, а, возможно, и невроз приводят к неуверенности в себе, боязни жизни в дальнейшем.
∙ Высмеивать действия малыша.
«Я тебе уже тысячу раз показывала, как завязывать шнурки, а ты до сих пор не умеешь!», «Опять вместо цифр вывел закорючки!», «Чисти зубы аккуратно, а то постоянно кругом зубная паста!», «Так делают только глупые дети!» - так из «добрых» побуждений родители часто насмехаются над действиями малыша, и зря. Любые насмешки в свой адрес ребенок воспринимает очень болезненно, боится вновь расстроить родителей, что вызывает новые ошибки в привычных действиях. Не хотите воспитать забитого, обидчивого и агрессивного ребенка - тогда забудьте о подобных унизительных фразах.
∙ Сравнивать с другими не в пользу вашего ребенка.
Часто можно слышать, как родители приводят своему чаду в пример других детей, потому что те умнее, аккуратнее, успешнее в спорте, послушнее. Между тем, кроме ревности, стараний быть как все или «как он» (тот ребенок), рабской покорности, чувства ущербности и неполноценности вы у своего ребенка других чувств, увы, не воспитаете. Хотите воспитать вечного неудачника - продолжайте в том же духе.
∙ Обманывать.
Часто нам приходится прибегать к обману, который с нашей точки зрения не оставляет в памяти ребенка никакого следа. Например, когда мы говорим, что тетя-врач только посмотрит горло, а на самом деле она делает укол или вырывает зуб; когда вместо обещанной прогулки после тарелки съеденной каши остаемся дома и т.д. Но в душе малыша после такого поселяются злость и обиды, он становится недоверчивым к людям. А это может сильно подпортить ему жизнь в будущем.
∙ Манипулировать.
«Не съешь кашу - не получишь конфету», «Не соберешь игрушки - не пойдем на улицу», «Не будешь слушаться - не куплю велосипед» - как часто родители в целях воспитания произносят подобные фразы в надежде на послушание детей! В ответ же получают другие манипуляции, но уже от собственных чад типа «не возьмешь с собой - начну кричать». Показали пару собственных примеров - начинаете сами расплачиваться за легкомыслие, т.к. дети очень быстро усваивают этот процесс, но уже начинают мастерски играть против вас.
∙ Кричать и обзывать ребенка.
Крик с руганью типа «бестолочь», «идиот», «тупой», «неумеха», «неряха», «дурак» и т.д. для вашего ребенка служит маячком вашей беспомощности, неуверенности и нестабильности, что порождает его страх и веру в обидные слова: «я плохой, меня мама не любит». К тому же, привыкнув реагировать плачем, истерикой на ваши действия, малыш начинает умело этим пользоваться, сердя вас еще сильнее.
∙ Наказывать физически.
Обычный шлепок и легкий
подзатыльник уже оставляют на детской психике след в виде чувств унижения и страха. Даже угрозы в виде простого «сейчас получишь по губам» и «дам ремня» имеют аналогичное значение, несмотря на то, что остаются только словами. Применение силы по отношению к слабому не есть признак интеллигентного человека с устойчивой психикой. Но ребенок очень рано усвоит, что силой можно добиться своего.
Жизненные ситуации и обстоятельства у взрослых бывают разные, но это не повод вымещать свою злость и неустроенность на детях, используя приемы из «запрещенного» списка. Если причинами ваших негативных эмоций являются действия малыша, помните: вы для него авторитет. А это значит, что только собственным примером, разговором на равных, уважением к маленькому члену семьи, логическими доводами вы можете воспитать уверенную в себе и гармоничную личность. Разумеется, не забывая говорить ребенку о своей безграничной любви к нему.
Из выпуска от 12-05-2014 рассылки
«
Опыт родителей со всего мира от MyJane.ru»