Синдром «Я подумаю об этом завтра»

Apr 11, 2014 19:32




Наверное, каждая из нас знакома с книжной героиней Скарлетт О'Хара и ее знаменитой фразой «Я подумаю об этом завтра». Казалось бы, и русская пословица о том, что утро вечера мудренее отражает всю пользу ситуации: если не хочется решать проблему, лучше отложить ее решение. Но в жизни все гораздо прозаичнее: откладывание важных дел в угоду второстепенным чревато неприятностями в виде подмоченной рабочей репутации, испорченных отношений с окружающими, недовольства собой. Психологи даже дали название подобной ситуации, окрестив ее «синдромом Скарлетт» или прокрастинацией. Предлагаем вам ближе познакомиться с этой напастью и, если она вам близка, понять, как избавиться от нее.

Подробнее о термине

Прокрастинация - постоянное откладывание важных, а зачастую и неприятных дел «на потом». И ладно бы, руки до них в скором времени дошли, так ведь нет: постоянно находятся более «важные» занятия в ущерб действительно необходимым. Скажем, вам нужно начать подготовку к докладу перед коллегами, который ожидается через пару дней. Вместо того, чтобы корпеть над презентациями, анализом данных и поиском материала, вы тратите время на бесполезную и ненужную работу. Скажем, идете в магазин, принимаете решение встретиться с друзьями, прибираетесь дома, начинаете мыть посуду… Наверное, каждая из нас сталкивалась с подобной ситуацией и не понаслышке знает, как откладывание важных дел может испортить жизнь. Что нас заставляет действовать подобным образом? Одними из причин откладывания дел «на потом» являются:

• страх неудачи;

• нежелание выделиться из толпы, если сделаешь работу хорошо;

перфекционизм: боязнь, что кто-то сделает работу лучше тебя;

• нежелание попасть в зону дискомфорта;

• желание сделать наоборот (дух противоречия);

• любовь к работе в авральном режиме и т.д.

В действительности не имеет значение, какими причинами вызван «синдром Скарлетт». Важнее понять, чем он опасен и что делать с проблемой.

Подводные камни привычки откладывать важное в угоду второстепенному:

* создание еще больших проблем: час нерешенных задач и дел все равно настанет, а вот времени на их решение уже будет в обрез;

* постоянно растущее недовольство собой и чувство вины;

* жизнь утрачивает легкость, взамен ей - тревоги и стресс;

* ощущение бессилия и потеря контроля над ситуацией;

* развитие депрессии;

* недовольство окружающих;

* при периодическом отлынивании от служебных обязанностей - увольнение и нелицеприятные отзывы о вас, как работнике.

Слава Богу, прокрастинация - сущий пустяк по сравнению с нездоровьем или иной напастью. Однако и она может существенно «подпортить кровь», если дать ей возможность присутствовать в вашей жизни. Поэтому если для вас ситуация, когда вы топчетесь на месте при мнимой занятости, - частое явление, примите к сведению следующие рекомендации:

1) Планируйте заранее свой день

Старо как мир, но всегда действенно: только дела нужно расписывать на бумаге или в программе-планировщике. Включите в список несколько легких дел с минимальными временными вложениями и «отрывайтесь» на них, когда посетит желание переключиться на постороннюю работу.

2) Введите свои правила работы

Например, проверка электронной почты возможна только после работы над основным проектом или пару раз в день в фиксированное время. То же самое может касаться и чаепитий с коллегами, и наведения порядка на рабочем столе, и чтения новостей в интернете.

3) Скажите «нет» блужданию по интернет-ресурсам

Большинство сайтов ориентировано на «веб-серферов», предлагая им совершить переходы по ссылкам с похожими темами, роликами, записями. Многие из нас, кочуя с одной темы на другую, уже и не помнят, зачем вообще сюда пришли. Поэтому откажитесь от подобного сомнительного времяпрепровождения или уделите этому занятию запланированное время. Опять же, в рамках регламента.

4) Умейте переключать внимание

Бывает, что никак не получается взяться за дело. В этом случае как раз полезно переключиться с рабочих мыслей на отвлеченные темы. Скажем, подышать свежим воздухом, чуточку вздремнуть и т.п. Подобная внутренняя «перезагрузка» поможет посмотреть свежим взглядом на задачу и подготовит к новым трудовым подвигам.

5) Наградите себя

Если вы выполнили все запланированные на сегодня задания из списка дел, самое время похвалить себя и получить награду. Скажем, почаевничать с коллегами, почитать журнал или позвонить подруге. К слову, в список ежедневных дел так же закладывайте и приятные бонусы, которые ожидают вас за выполнение договоренностей с самой собой. Они будут служить своеобразной мотивацией.

Многие уверены, что долгая «раскачка» перед важным делом - особенность характера, и ничего тут не попишешь. Вы правы, как правы и те, кто хочет исправить свою жизнь к лучшему, избавив себя от ненужных авралов. Выход всегда есть, главное понять причины повторяющихся неприятных ситуаций. Поэтому если вам свойственно откладывать принятие решений и действий, проанализируйте, что вами движет: страх, возможные трудности, вероятность потерпеть неудачу, неуверенность в себе? Признайтесь честно в своей проблеме, и сделайте первый шаг навстречу новой жизни. Вы удивитесь, насколько улучшится ваше самоощущение, появится уйма свободного времени, придет долгожданный успех. Достойная награда за небольшие усилия над собой, не правда ли?

работа, организованность, равновесие, психология

Previous post Next post
Up