Тихие игры с ребенком

Feb 11, 2014 15:00





Ребенок не хочет читать книжки, рисовать, играть со своими игрушками - ему скучно и надоело. Ребенок категорически не хочет играть сам, даже в заманчивое «разбери мамин шкаф или косметичку». Ребенок очень настойчиво просит маму, чтобы она поиграла с ним вместе. А мама - устала. Ни сил на активные игры с ребенком типа догонялок, ни фантазии на придумывание новых игр у нее нет. Или она чем-то занята и не может отвлечься.

Маме в таком случае нужно придумать новую игру или видоизменить старую так, чтобы ребенку было интересно, а от самой мамы потребовались бы минимальные душевные и физические затраты.

Варианты:


1. Нарисуй песню.

Берем обычные альбом и карандаши и рисуем ребенку песенку. Например, «в лесу родилась елочка». Поем - и последовательно прорисовываем то, о чем поем (елочку, лес, снежок, трусишку-зайку серого, сердитого волка, мохноногую лошадку, мужичка и так далее…). Количество песен в репертуаре любой молодой мамы практически неограниченно, а ребенка завораживает, когда песня материализуется на бумаге.

Как вариант, можно сделать, чтобы мама пела, а ребенок рисовал. Или наоборот. Или мама рисует рисунок, а ребенок должен угадать, что это за песня (или сказка).

2. Где Уолли?

Помните, был такой довольно незатейливый американский мультфильм, в конце каждой серии картинка замирала - и нужно было обнаружить на ней главного героя.

Так вот, можно взять надоевшие ребенку книжки, но не читать их, а давать задания: найти на картинке: бабочку, велосипед, цветочек. Лучше брать картинки, где много всего и загадывать периферийные мелкие предметы, которые сложнее найти. Или вместо знакомых книжек взять мамины журналы. Детки постарше (уже умеющие читать) с удовольствием разыскивают города на географических картах.

Можно загадать, чтобы ребенок походил по квартире и нашел три предмета зеленого цвета (или круглых, или деревянных). Не обязательно их приносить маме, можно просто назвать. Так ребенок развивает наблюдательность, а мама получает драгоценные минутки тишины.

3. Салон красоты (показ мод).

Мамина одежда или косметика - всегда самая заманчивая игрушка для любой девочки. В случае, если ребенок требует и маминого участия, самозабвенное копание в шкафу можно усложнить. Например, мама садится на диване, берет блокнот и ручку и превращается в строгое жюри. А дочка не просто наряжается, а придумывает наряд «по случаю»: для похода в гости, для похода к бабушке, для прогулки, для свидания с «женихом» (обычно они есть у всех девочек детсадовского возраста). Строгое, но справедливое жюри оценивает вариант и выносит вердикт (конечно же, отмечая фантазию и вкус любимого чада).

Также мама может стать клиенткой салона красоты, отдав свое лицо и волосы в распоряжение юного стилиста (предусмотрительно убрав трудносмывающиеся средства и острые заколки). А пока стилист колдует над прической, мама может с чистой совестью почитать журнал или книжку.

4. Телешоу.

Если просьба ребенка с ним поиграть застает маму в разгар домашних дел, то можно ребенка к ним приобщить. Обычно детки с удовольствием помогают маме готовить еду или убирать, ведь для них домашние дела - не рутина, а разновидность игры. Если же мама не хочет привлекать ребенка к делу (потому что потом переделывать придется) или сам ребенок отказывается помогать, можно сделать его зрителем кулинарного шоу или программы об обустройстве дома.

Просто мама начинает комментировать свои действия в духе веселой и юморной телеведущей, периодически обращаясь к ребенку за подсказкой или мнением. Если ребенок сам и не хочет ничего делать, то почти всем детям в возрасте «почемучек» понравится обстоятельный рассказ о том, из чего готовят борщ или как устроен пылесос.

5. Дележ сокровищ.

У опытной мамы всегда есть про запас волшебная шкатулка (мешочек, коробка) с «сокровищами»: флакончиками из-под духов, пуговицами, сломанными часами, непарными сережками, цветными крышечками от баночек детского питания и т.д.). Ребенку возможность покопаться в ней достается редко, а потому он всегда с удовольствием это делает. Если же он и тут требует маминого участия, можно

предложить разделить «добычу» или придумать, кому эти сокровища принадлежали. Так старая папина запонка становится алмазом из чалмы джинна, а деревянная палочка для волос - волшебной палочкой доброй феи.

6. Семейные хроники.

Обычный просмотр семейных фотоальбомов тоже можно «оживить». Например, рассказать малышу о том, что осталось за кадром, или кто был фотографом или где теперь те, кто запечатлен на фотографии. Детки с удовольствием не только смотрят фото, но и слушают рассказы о семейных легендах и истории.

Примечание:

Во всех этих играх есть приятный для мамы бонус. Как правило, она постепенно втягивается в процесс, начинает получать искреннее удовольствие от общения со своим малышом и забывает об усталости или недомогании!

Александра Н

Как выбрать детскую книгу?



Полки в книжных магазинах заставлены самыми разными изданиями для детей. Однако все ли они полезны для развития ребенка? Способны ли эти детские книги оправдать родительские ожидания?

Педагоги уверены, что детская литература должна образовывать и воспитывать; некоторые из них также отмечают развлекательную функцию детских произведений. И подавляющее большинство сходится на том, что детская литература выполняет эстетическую функцию, то есть формирует художественный вкус ребенка. С. Я. Маршак, определяя эту функцию, утверждал, что «детская литература должна быть делом искусства».

Я хотела бы посвятить эту статью проблеме адаптированных произведений. С лингвистической точки зрения, адаптация представляет собой приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей. Наиболее распространенными видами адаптации являются обработка и пересказ, не предполагающие серьезного изменения текста. Существенная переработка возможна при вольном переложении произведений, и такая адаптация в современных условиях встречается довольно часто.


К сожалению, сегодня на титульных полосах издания всё чаще не указывается, что оно адаптированное. Нас соблазняют красочные иллюстрации, и мы, покупая книгу со знакомым с детства названием, искренне удивляемся, когда приносим ее домой и начинаем читать любимому чаду. Проиллюстрирую такую ситуацию с помощью одной из современных адаптаций «Русалочки» Х.-К. Андерсена.

Текст попавшего в мои руки издания оказался в 12 раз меньше того, который читали мне в детстве. Описания подводного мира в классическом переводе А.В. Ганзен поражают маленького читателя яркими образами, складывающимися в фантазии ребенка в единую картину: «В самом глубоком месте стоит дворец морского царя - стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы». Сравним этот отрывок с описанием замка в современной адаптации сказки: «…когда-то давным-давно ими правил Морской царь. Был у него коралловый дворец с крышей из белых и розовых ракушек».

Чувствуете разницу? А если еще и учесть, что нарисованные русалочки в этой книге - сплошь копии Диснеевской… Рассказывали мне и о книжке про стойкого оловянного солдатика, в которой всё закончилось хэппи-эндом: главный герой в конце произведения благополучно женился на танцовщице.

Получается, что многие адаптации популярных детских произведений не выполняют основных

функций. Эстетичные описания заменяются кратким пересказом, трудности, переживаемые героями, опускаются, из-за чего произведение лишается воспитательного начала. Может быть, издатели просто стремятся к тому, чтобы эти книги были понятны деткам всех возрастных групп. Однако большинство родителей и педагогов, с которыми я говорила, сходятся на том, что лучше читать неадаптированные произведения в том возрасте, когда ребенок готов к этому.

Я не выступаю против абсолютно всех адаптаций и обработок произведений. Например, первоначально у братьев Гримм в «Золушке» старшие сестры отрубали себе пальцы, чтобы обуть заветную туфельку. Мне просто хочется обратить ваше внимание на то, что зачастую на магазинных книжных полках стоят вовсе не те книги, которые читали нам в детстве. Они могут быть более красочными, но в то же время - менее содержательными и полезными.

Автор статьи: Наталья Рыжкова

здравый смысл, мама, родители, ростки людей, образование, дети, игра, воспитание, семья, ребенок, семейные ценности, папа, литература

Previous post Next post
Up