Во что мы верим или не верим

Oct 06, 2012 13:03





А вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сейчас, в век высокоразвитых научных технологий, когда человечество уже вплотную приблизилось к разгадкам тайн далеких миров, многие верят в бога, различные приметы, знаки судьбы, восточные календари и т.д.? Они пытаются узнать свою судьбу у гадалок, прорицателей и астрологов и, если возможно, с их помощью что-то изменить в надвигающихся жизненных неурядицах.



Верования первобытных людей

Наши далекие предки в течение длительного времени не верили ни во что. Считается,что первые верования появились у первобытных людей, живших в каменном веке. Одной из ранних форм поклонения жителей того далекого времени был тотемизм. Они полагали, что каждый род ведет свое начало от какого-то определенного животного, которому они поклонялись, приносили дары и молили об удачной охоте. Тотемное животное ни в коем случае нельзя было убивать.

Еще одной формой первобытного верования были колдовство и магия. Люди верили, что с помощью особых обрядов и заклинаний можно, например, избежать природных катаклизмов или привлечь удачу при коллективной охоте на зверей. Известны древние наскальные рисунки, на которых первобытные охотники изображали раненых зверей. Вероятно, перед очередной охотой они приходили к этим изображениям, произносили специальные заклинания и исполняли ритуальные танцы. Все это, по их мнению, должно было помочь удачной охоте.

Культ природы - это особая форма верования и поклонения. Первобытные люди испытывали страх перед природными стихиями. Они стали поклоняться воде, земле, огню и солнцу. Всю природу первобытные люди «населили» разнообразными духами.

Именно верой в духов, или анимизмом, они объясняли такие состояния человеческого тела, как сон и смерть, когда дух (душа) временно или постоянно покидают тело хозяина. Постепенно в рамках анимизма сформировалась вера в загробную жизнь и культ умерших предков. В раскопках древних захоронений вместе с останками людей археологи находили оружие, примитивные украшения и всякие бытовые предметы, которые, по представлению первобытных людей, могли понадобиться ушедшему в мир иной сородичу.

Верования древних славян

Древние славяне также обожествляли силы природы. Но среди различных духов и богов они начали выделять главных, которым подчиняются все другие. Наши предки-язычники имели несколько главных богов: Бога неба и земли; Перуна - бога, «ответственного за громы и молнии»; Велеса - бога, который раздавал своим любимчикам богатство и покровительствовал скотоводам. Важным богом был Ярило - бог тепла и света, дарующий ежегодный расцвет матушке-природе и способствующей успешному земледелию.

Славяне верили в души умерших предков. По их представлениям, после смерти душа человека улетала на небо и помогала управлять всеми небесными явлениями: посылала вовремя дождичек, чтобы урожай не засох, помогала, чтобы зимой выпал обильный снег и земля могла весной вдосталь напиться влаги. Души заботились о благе своих потомков.

Если мы вспомним старинные волшебные русские сказки, то в них встречается великое множество разнообразных персонажей: таинственных и грозных, которые чинят препятствия героям; добрых, готовых помочь сказочным персонажам, попавшим в тяжелую ситуацию. В старой Руси народ верил, что в глухом дремучем лесу живет Баба Яга в своем домишке-развалюшке. А в высоких горах, за «море-океяном» обитает страшный змей, который похищает красавиц.

Почему же все-таки мы верим в приметы и знаки судьбы?

Многие из нас весьма скептически относятся к приметам и знакам судьбы. Но, накапливая и анализируя различные события, не одно поколение людей находило некую регулярность между каким-либо неприятным жизненным явлением и тем, что ему предшествовало.

Люди всегда пытались объяснить все явления и события, с которыми они сталкиваются. Если не хватает знаний, то подключается воображение и на свет появляются новые приметы и знаки судьбы, которые предсказывают наступление того или иного события. В дальнейшем люди подсознательно пытались найти связь между всякими случаями из собственной жизни и самыми разнообразными известными им приметами или знаками судьбы. Это была путевка в долгую жизнь для такого сорта верований.

Вера некоторых людей в приметы и знамения давно привлекала внимания ученых. Например, психологи из Гарвардского университета решила провести специальное исследование, почему многие люди столь суеверны. Они пришли к заключению, что вера в приметы - это адаптационное поведение практически всех людей, которые хотят каким-то образом объяснить себе сложные и непонятные явления окружающего мира.

Ученые Лондонского университета, проведя опрос на большой группе людей разного возраста, пришли к совершенно неожиданному заключению. Суеверные граждане живут дольше людей, настроенных скептически. Оказалось, что среди возрастной группы людей старше 90 лет 97% очень серьезно и внимательно относились к приметам. Психологи предположили, что вера в приметы и знаки судьбы является красным флажком для человека, заставляя его быть очень осмотрительным и осторожным. Суеверный человек лучше подготовлен к грядущей неудаче: предупрежден - значит, вооружен. Он лучше защищен от стресса, если приключится что-то неприятное.

Гадатели, прорицатели, предсказатели и врачеватели

Почему-то, когда в нашей стране настают смутные времена, на поверхности, как накипь, появляются перечисленные выше «профессионалы». Многочисленные гадальщицы и ворожеи в десятом поколении обещают вам рассказать, что было и что будет. Астрологи предлагают расписать расположение планет именно под вас и сообщат нечто совершенно фантастическое, от чего у клиента волосы на голове могут встать дыбом. Кто не помнит знаменитого А.

Кашпировского, врачевавшего по телевизору всю страну, давая желающим установки на исцеление? А Алан Чумак с его заряженной водой от всех болезней!

Интернет пестрит заманчивыми предложениями, где за весьма скромную плату можно узнать свою судьбу, отвести сглаз и порчу, приворожить любимого, получить руководство к действию, чтобы вам сопутствовала удача в том или ином деле. Почему наш народ такой доверчивый и ведется на таких «специалистов»?

Вероятно, если люди верят в бога, приметы, знамения, знаки судьбы или еще во что-то, то это их личное дело. Они этим никому не мешают. Если кто-то не верит ни во что, это тоже нормально. Только не надо подкармливать гадателей и прорицателей, которые откровенно пользуются доверчивостью людей в своих корыстных интересах.

Автор: Рита Розова

Источник: shkolazhizni.ru
Какие нормы важнее



Понятно, что государство опирается лишь на правовые нормы. А чтобы читателям было проще определиться с собственными предпочтениями, сравним данные категории.



Начнём, как и полагается, с понятий. Религия - это, прежде всего, вера в силу, правящую миром. Возьмём для примера православие. Мораль - мировоззрение, принятое в обществе. Право - общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.

Как известно, основой религии является Бог, основой морали - общество, основой права - государство. Их сущность раскрывается с помощью ключевых понятий данных категорий: душа и грех (религия), совесть и долг (мораль), нормативный акт и соглашение (право).

Религия призывает нас к вере, преданности, мораль - к честности, верности, право - к труду, к справедливости. Если религия и мораль призывают нас «любить ближнего», то право ни к какой любви вообще не призывает. И если религия и мораль к обману относятся отрицательно, то право - и вовсе безразлично. Из этого следует, что первые две категории имеют более высокий уровень нравственности, поддержанию которого способствуют верующие и большинство представителей общества, тогда как в законодательстве данное понятие полностью отсутствует.

Временем возникновения православия на территории нашей страны считается год Крещения Руси - 988. Появление морали можно связать с первыми поселениями на Руси (V-VII века н.э.), когда волей-неволей стихийно стали складываться всевозможные правила поведения. В 882 году образовалось Древнерусское государство, одновременно с которым возникло и право, изначально основанное на обычаях. Слияние правил морали с собственно правом послужило фундаментом прочих законов Руси. Среди представленных норм мораль является наиболее древней совокупностью правил.

Теперь перейдём к теме источников. Так называемые религиозные (божественные) законы нашли своё отражение в Библии, общественные - в обычаях и традициях, государственные - в нормативно-правовых актах. Следовательно, лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определённости и детализации норм права выражается в чёткой юридической форме, то нормы морали имеют неопределённый и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). А вот религия и мораль в этом схожи: сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.

Если государство возглавляет президент, а церковь - патриарх, то вот общество так называемого руководителя и вовсе не имеет.

Тех, кто верит в Бога, называют верующими, тех, кто свято чтит нормы морали, называют моралистами, а тех, кто своё существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, - законниками.

А кто же осуществляет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии выполняет Бог, как считается, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью опять всё просто: общество наблюдает само за собой, можно так выразиться. Но здесь необходимо отметить и отрицательный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за её фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.

В продолжение данной темы стоит упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с

нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и др. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.

Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.

При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощёнными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но всё же полностью не освобождает от него.

Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права.

© Shkolazhizni.ru

мораль, бог, качество жизни, социум, социальный капитал, этика, вера, развитие, мир, нравственность, человек

Previous post Next post
Up